В рубрику "Контент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Прежде чем начинать разговор о футажах, для начала определим, что это вообще такое. Если коротко, то это видеоматериал, из которого в процессе монтажа создается уже готовый видеопродукт – фильм, реклама, клип. То есть, грубо говоря, футаж – это все дубли, снятые на съемочной площадке, из которых потом “собирается” готовый фильм. Не все кадры, описанные в сценарии, можно или целесообразно снимать самим, поэтому некоторые из них покупают уже готовыми. Например, живого Хрущева уже не снимете; или вот вам другой пример: почти все действие фильма происходит в Германии, но по сценарию должен присутствовать 3–5-секундный план Гималаев. Ну не лететь же всей съемочной группе в Непал ради этой пары секунд. Но чаще всего дело в бюджете – если он весьма ограничен, дешевле и проще использовать футажи. Кроме этого, футаж часто востребован теми, кто сам вообще не снимает видео. К примеру, разного калибра бизнес или учебные заведения используют его в маркетинговых или просветительских целях.
В первую очередь, я бы поделил их на три основные группы (назовем это классификацией “по духу” или “по назначению”):
Также принципиальным является вид лицензии, по которым продаются такие клипы:
Среди стандартных требований: высокая четкость изображения (спрос на видео с разрешением ниже, чем Full HD, невысок и стремительно приближается к нулю, хотя еще держится, если речь идет о винтажных материалах), профессиональная операторская работа (как минимум – устойчивость кадра и грамотная композиция: объект в фокусе, ничего лишнего в кадре, сбалансированные движения) и сбалансированная цветовая гамма. На самом деле перечень более длинный, но эти три – базовые.
Поскольку клиенты очень разные – от простых блогеров до акул киноиндустрии – соответственно, и спектр востребованных тематик очень широк: от милых котят/детишек/счастливых семей/сексуальных блондинок/серьезных бизнесменов/улыбчивых врачей до дикого мира Африки/снежных пустынь Антарктиды/подводных глубин. В целом мировой рынок так динамично развивается, что описать спрос в более наглядном виде смогу, лишь добравшись до коммерческих тайн мировых лидеров данной индустрии.
Преимущественно закупкой футажей занимаются так называемые footage researchers – специально обученные люди, обязанности которых сводятся к поиску недостающих кадров. Но заниматься этим может и режиссер монтажа или продюсер – все зависит от бюджета. Покупателем может выступить даже человек, никак не связанный с индустрией, если футаж ему нужен для немедийных целей.
Проще всего, конечно, на интернет-сайтах, которые ими торгуют, – так называемых стоках. Они бывают трех видов и отличаются размерами, качеством и ценовой политикой. Начнем с микростоков. Они характеризуются упрощенной процедурой приема авторских работ и упрощенным лицензированием (RF). Чтобы выставить на продажу свой футаж, достаточно зарегистрироваться, выслать пару кадров на пробу и, если премодерация пройдена, можно смело напрямую загружать свои работы на сток. Ценовая политика на микростоках очень демократичная, поскольку ориентирована на мелкого покупателя. В противовес микростокам существуют макростоки. Материал, размещаемый на них, проходит тщательную проверку не только на качество, но и на авторство и коммерческую ценность и эксклюзивность. Упор делается на продажи на основе неограниченной лицензии (RM). Цены, соответственно, на порядок выше. Ну и встречаются также мидстоки – промежуточный вариант между двумя предыдущими.
Приобретая футаж на микростоках, вы получаете лицензию от самого стока, ответственность которого за материал весьма ограничена. От автора футажа у вас есть лишь его логин и в лучшем случае релизы от частных лиц, чьи образы/объекты собственности/авторского права использованы в кадре. К слову, Nestle таким образом в 2005 году “попала” на $15,6 миллионов, когда настоящий обладатель образа сумел доказать липовость соответствующего релиза. А покупая футаж на макростоке, вы получаете лицензионный договор с самим автором либо его уполномоченным представителем, где четко указано, что продавец является единственным ответчиком по всем претензиям третьих лиц. То есть это настоящая лицензия, гарантирующая вам спокойный сон.
Во-вторых, высокая цена и ограниченные права на использование материала, содержащегося на макростоке, дают определенную уверенность в относительной эксклюзивности футажа. В случае с RF мы видим абсолютно противоположную картину. Дело в том, что по ряду причин вероятность того, что ваш конкурент в это же самое время приобретет на микростоке и использует в своих целях тот же материал, что и вы, на порядок выше математической. Такие случаи случаются повсеместно. Я сам за год видел одну и ту же барышню в одинаковой позиции в качестве лица трех разных рекламных компаний. Доходит и до курьезных случаев. Например, пару лет назад в одной стране одно и то же изображение одновременно использовали в рекламных целях сеть аптек и похоронное бюро.
Наконец, в-третьих, для RM обычно отбирают лучшее по всем критериям видео, так что вы также существенно экономите время, необходимое на поиски такого же оригинального и качественного клипа на микростоке. В общем, те, кому бюджет позволяет, покупают на макростоках.
В целом продавать видео через стоки невыгодно. Но если у вас есть продакшн-студия, которая занимается видеопроизводством на заказ или на продажу или вы просто любите путешествовать с видеокамерой – тогда это отличный дополнительный заработок. По цифрам ничего не скажу, так как они сильно зависят от того, что вы снимаете, как, в каком объеме, с кем это продаете и от многих других факторов. Кто-то зарабатывает по $20–50 в месяц, а кто-то постоянно изучает рынок, совершенствует уровень съемки и в результате имеет месячную прибыль в $500.
Пожалуй, стоит выделить следующие четыре:
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2015
Посещений: 56246
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Контент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций