Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Кому нужно эфирное цифровое телевидение в России?

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Кому нужно эфирное цифровое телевидение в России?

Чем сложнее технологии, тем менее критично
отношение к ним со стороны общества!
Нильс Бор


Владимир Маковеев
Заместитель председателя редсовета ВС, член Правления АКТР

Шесть лет назад в ВС № 1 за 2001 год появилась статья с этим слегка озорным названием, вызвавшая довольно бурную, даже несколько раздраженную реакцию у ряда специалистов. Но в итоге в журнале резко выросло число статей по цифровой тематике: только в 2001-2002 гг. их было опубликовано более двухсот, и тональность их стала более активной. Дискуссия продолжается и поныне, мы в журнале трижды возвращались к материалам этой статьи, причем последний раз только год назад. С учетом повысившейся актуальности проблем внедрения цифровых технологий мы решили снова обсудить их с автором указанной статьи Владимиром Григорьевичем Маковеевым, заместителем председателя редсовета ВС

— По поступающим в адрес журнала письмам и публикациям можно сделать вывод, что за последний год в части внедрения цифровых технологий в России сделано больше, чем за пять предыдущих. Разделяете ли Вы эту точку зрения?

— Вопрос очень спорный. Очень важно, конечно, что произошел сдвиг в общественном сознании, ведь "идея, овладевшая массами, становится материальной силой", - так учили нас в былое время классики. Однако действительные темпы развития информационных технологий определяются только масштабами абонентской базы, а она в России в цифровом телевидении пока что ничтожна. Причем даже в паллиативном варианте - цифровая приставка с аналоговым телевизором. Реальный вклад здесь обеспечивают только "старые игроки" на этом поле - "НТВ-Плюс" и "Космос-ТВ", а также крупные кабельные сети, где уже существуют убедительные схемы возврата инвестиций. Хотя, впрочем, уже есть все основания для оптимизма по сетям других технологий, в том числе эфирных.
Хочу также отметить, что десятилетний период широкого применения

в мире цифровых технологий в телевизионном вещании можно считать для них своеобразным "медовым месяцем": специалисты и телезрители теперь получили возможность не только подозревать о наличии отдельных недостатков у предмета всеобщего обожания, но и спокойно говорить о них. Раньше для этого требовалось немалое мужество (и не только в России!), ведь энтузиасты при любой критике задыхались от негодования! Теперь те же самые лихие энтузиасты готовы торопливо закрыть "как ересь" любое аналоговое телевидение, забывая о том, что "мир божий" существует в аналоговом виде, и для человеческих глаз и ушей в конечном счете все равно нужно будет создавать аналоговые картинку и звук. Я очень надеюсь, что методы подачи цифрового аудиови-деосигнала непосредственно в мозг будут придуманы не скоро.

— Как Вы могли бы оценить первые результаты работы Правительственной комиссии по разработке Концепции развития цифрового вещания?

— Думаю, что создание этой Комиссии - лучшее, что было сделано властями для прогресса телерадиовещания в стране за последние 20 лет. Впервые в новой России эти проблемы обсуждались относительно широко в чиновной среде, относительно гласно в прессе, и были даже попытки привлечь к диалогу бизнес-сообщество. В итоге во властных структурах было значительно упорядочено мышление, повысилась грамотность у новых для отрасли должностных лиц, рассеялись миражи и развеялись многие вредные мифы. Благодаря усилиям Комиссии, прессы, а также соперничающих министерств и ведомств цифровое телерадиовещание в короткое время из большой светлой надежды человечества превратилось в очередной вполне рутинный шаг по пути к прогрессу. Очнулись российские вещательные гиганты и, почуяв близкую опасность для своего нынешнего благополучия, стали торопливо создавать программы-клоны, чтобы в цифровом будущем полностью набить ими свои "обоймы-мультиплексы". Они очень не хотят иметь там соседей.

Однако по ходу дела власти довольно скоро поняли, что "цифровизация телевидения" заметного политического капитала в предвыборный период не сулит, немедленного счастья российскому народу не добавит. Причем деятельность этой Комиссии, по вполне достоверным слухам, опасно отвлекала центральные российские телерадиокомпании от главных задач "текущего момента". Поэтому несложно заметить, что теперь работа Комиссии явно "микшируется".

— Почему Вы пришли к такому выводу?

— Я старый чиновник и сам раньше много раз участвовал в работе подобных комиссий. А у чиновников есть свои косвенные, чисто аппаратные методы оценки ситуации:

  • развитие телерадиовещания в итоге не вошло в перечень из девяти приоритетных задач государства российского;
  • в Послании Президента РФ Федеральному собранию в 2007 г. эта тема не была затронута;
  • властные полномочия в сфере деятельности Комиссии (культура, связь, массовые коммуникации) с февраля 2007 г. оказались вдруг разделенными между тремя вице-премьерами.

Синергия этих трех факторов более чем достаточна для возникновения у специалистов-телевизионщиков мыслей о "тщете всего земного".

— Какова же должна быть роль государства при переходе России на цифровое вещание? Насколько реалистичны планы по "цифровизации" страны к 2015 г.?

— В хорошем государстве с рыночной экономикой его роль в таких проблемах должна ограничиваться вопросами безопасности (государства, человека, природы) и социальными программами. Но Комиссия поначалу занялась слишком широким кругом вопросов, фактически пытаясь создать в российском телерадиовещании своеобразный "заповедник социализма" в интересах крупных традиционных вещателей. Разговоры в Комиссии о необходимости крупной финансовой поддержки со стороны государства и массовой раздаче бесплатных цифровых приставок объективно затормозили цифровизацию телерадиовещания, поскольку большой
бизнес никогда не будет всерьез поддерживать программы, в которых ожидаются крупные бюджетные вливания и разрушаются нормальные рыночные отношения.

У российского бизнеса есть деньги, необходимая инфраструктура и понимание перспективности цифровых технологий в телерадиовещании. Ведь в основе процесса цифровизации лежит мощная и постоянно растущая потребность со стороны пользователей в новых медиауслугах. По мнению АКТР, не раз обсуждавшемуся на страницах журнала Broadcasting, теперь есть все условия для повторения в цифровом телерадиовещании такого же "прорыва", который ранее произошел в России при внедрении цифровых технологий в мобильную связь, за 10 лет уверенно охватившую всю страну. Нужно только не сдерживать развитие бизнеса и четко сформулировать социальные задачи.

Уверен, что любая принятая Комиссией программа по созданию сетей распространения телерадиопрограмм будет перевыполнена: сети телевидения даже при былой плановой экономике в России всегда развивались быстрее, чем это планировали самые умные чиновники и прогнозировали самые дерзкие ученые.

— Насколько Россия (юридически и технологически) готова к такому переходу?

— Давайте вспомним, что переход российского телерадиовещания на цифровые технологии начался около 30 лет назад, - все телепрограммы давно уже готовятся в "цифре", монтируются в цифре, хранятся в цифре, на сети доступа (эфирные, кабельные, спутниковые, MMDS и т.д.) подают ся в цифре. Осталось только полностью перевести на цифру последний участок телевизионного тракта, который заканчивается домашним телевизором (или домашней телесистемой), и - что самое главное - убедить небедного теперь российского телезрителя купить новый цифровой телевизор, на котором в полной красе будут ему доступны все новые достижения технического прогресса. Поскольку в стране около 50 млн семей, то настоящий успех Программы, по моему мнению, может быть достигнут только в случае формирования к 2015 г. в России (при государственной поддержке) парка в 40 млн полноценных новых цифровых телевизоров и 10 млн. цифровых приставок к старым телевизорам (у льготных категорий зрителей). Поскольку в хорошем государстве деньги и рабочие места при реализации таких масштабных проектов (не менее 50 млрд долларов) не должны уходить за границу, то самым слабым звеном при таком переходе может оказаться российская радиопромышленность. И это очень печально.

Столь же не готова к такому переходу законодательная база: как уже неоднократно писалось в журнале Broadcasting, все современные многоканальные телерадиовещательные системы в России, строго говоря, существуют незаконно. В случае же перехода на цифровые технологии весь тракт распространения телерадиопрограмм в правовом отношении вообще превратится в цепочку правовых и хозяйственных несуразиц. Нужно было бы внести дополнения и исправления хотя бы в законы "О СМИ" и "О связи", однако в теперешней ситуации это реально возможно только года через два, не ранее.

Но здесь мы должны быть оптимистами - вспомните старую мудрость: "Россия сильна неисполнением законов!"

— Есть Концепция развития цифрового телевидения в России. А существует ли Концепция развития цифрового радиовещания?

— Это очень старый и очень больной вопрос! В принципе разрабатывается единая концепция развития телерадиовещания, но, как это всегда было на моей памяти, рядом с телевидением для собственно радиовещания в таких случаях обычно не остается ни времени, ни сил. Насколько я знаю, в рамках Правительственной комиссии не была даже создана отдельная подкомиссия по развитию радиовещания. К сожалению, для формата цифрового радиовещания DAB в нашей стране еще не выделен радиочастотный ресурс и близких перспектив нет никаких. В формате DRM (для традиционных радиовещательных диапазонов частот), несмотря на многие и долгие эксперименты, все еще не найдены способы формирования плате жеспособного спроса населения. Пока же он используется "Голосом России" для вещания на передовые зарубежные страны.

Все проблемы развития цифрового радиовещания как в России, так и в мире в последние годы рассмотрены в журнале Broadcasting в десятках статей, но для ответа на ваш общий и прямой вопрос нужна все-таки отдельная беседа и, наверное, не со мной.

— Согласно прогнозам с внедрением цифрового вещания каналы специализируются, и каждый зритель сможет выбирать контент по своим интересам.

А насколько российский зритель готов к такому переходу, насколько его сознание готово воспринимать именно тематическое телевидение, а не привычный набор из трех-четырех обычных каналов?

— Цифровые технологии способны принести телезрителю три главные новинки: индивидуализацию услуг, многоканальность и программы телевидения высокой четкости (ТВЧ). В итоге у каждого зрителя так и останется свой привычный набор из трех-семи каналов (по статистике больший набор - большая редкость), но у каждого члена семьи этот набор может быть свой, а "умный" пульт ДУ быстро изучит вкусы каждого из них. Так что перестраивать сознание не придется. На следующем уровне индивидуализация услуг может быть развита, например, за счет создания наложенных или виртуальных сетей, объединяющих отдельные категории клиентов со специфическими медиазапросами. Такие методы уже давно и хорошо отработаны в других сферах массового обслуживания потребителей и известны под названием "кастомизация". Причем, что удивительно, такая индивидуализация обслуживания даже при повышенном тарифе в конечном счете, как правило, оказывается обоюдовыгодной для клиента и оператора.

— Среди технологических новинок Вы почему-то не назвали интерактивность.

— Интерактивность как функция так или иначе почти всегда присутствует во всех услугах сетей цифрового телевидения, но как "товар" отдельно ее "продать" никто так и не сумел. В США были попытки создания интерактивных телефильмов, например, с "ветвящимся сюжетом", когда зритель может сам выбирать один из вариантов развития событий на своем экране. Они, естественно, обошлись безумно дорого, но, самое главное, так и не нашли своего зрителя. По мнению специалистов, в будущем для интерактивных фильмов, возможно, будет воспитано свое поколение зрителей, которыми в принципе могут стать теперешние молодые фанаты видеоигр. Нынешние же зрители усаживаются перед телевизором с намерением прежде всего отдохнуть. Вспомним мудрый завет Уолта Диснея: "Зрителю некогда думать, он хочет чувствовать!"

— Так кому же в России все-таки нужно эфирное цифровое телевидение?

— Как это ни печально, но Россия - всего лишь далекая окраина мировой телерадиовещательной системы, и телевидение нашей большой страны с определенным запозданием исторически проходит в своем развитии почти тот же путь, что и в другой большой стране - в США.

Это было заметно даже в советские времена. Так что российское телевидение в 2015 г. будет очень похоже на современное американское телевидение. И это нисколько не обидно - США начали активную "цифровизацию" в 1997 г.

В современной же американской профессиональной прессе встречаются сетования, что в США выросло целое поколение телезрителей, понятия не имеющее, что немножко телепрограмм до сих пор можно бесплатно принять из эфира. В одном из молодежных журналов даже приводились советы по подключению самодельной антенны к телевизионной плате компьютера для подобных экспериментов.

В будущей России, как теперь в США и во всем развитом мире, эфирное телевидение, в том числе цифровое, будет нужно только как социальная услуга небогатым жителям в ближнем пригороде и сельской местности, а также дачникам-садоводам, автотуристам, шоферам-дальнобойщикам и т.д. Поскольку в современных городах многоканальный эфирный прием, в том числе и цифровой, в настоящее время попросту неразумен, то здесь социальная услуга должна реализовываться через так называемый "социальный пакет" программ в многоканальной кабельной или иной вещательной системе.

Кстати, перспективность современных проектов развития эфирного цифрового телевидения может быть серьезно ослаблена ввиду возможности скорого и мощного наступления мобильного телевидения разных технологий. Но это уже отдельный разговор.

Что же касается аналогового телевидения, то оно по логике вещей скоро станет продуктом редким, дорогим и лакомым, подобно натуральным продуктам питания. Простое сравнение: настоящее парное молоко (аналоговое телевидение) и восстановленное порошковое (цифровое со сжатием спектра). Не исключено также, что среди лозунгов движений антиглобалистов вскоре появится требование по защите "экологического" аналогового телевидения от "мировых злодеев".

Вполне возможно также, что в 2015 г. на одной из международных выставок вам подарят очень дорогую ретровидео-кассету с сертификатом, подтверждающим, что записанные на ней фильмы "ни разу не оцифровывались", и с рекомендацией просмотреть ее обязательно на кинескопном мониторе. Не смейтесь, вспомните модные сейчас среди "молодежи всех возрастов" виниловые граммпластинки и ламповые усилители. Технологии не умирают!

Беседу вела Анна Арефьева

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2007
Посещений: 22626

  Автор

Владимир Маковеев

Владимир Маковеев

Заместитель председателя редакционного совета

Всего статей:  69

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций