В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Юрий Припачкин
Президент Ассоциации Кабельного телевидения России
В рамках выставки и конференции CSTB-2006 прошло очередное общее собрание членов ассоциации кабельного телевидения России,на котором были подведены итоги деятельности ассоциации и намечены новые цели. Сегодня на вопросы нашего журнала отвечает президент Ассоциации кабельного телевидения России Юрий Игоревич Припачкин
- Юрий Игоревич, на общем собрании АКТР говорилось о болшиин и поло|ительных переменах в развитии кабельного телевидения России.
Кaкими факторами это обусловлено и в чем выражается?
- Таких факторов несколько, и их действие, складываясь синергетически, обуславливает высокие темпы развития нашей подотрасли - свыше 10% в год.
Во-первых, российская экономика развивается весьма динамично, рынок информационных услyг становится все более цивилизованным, растут отечественные и зарубежные инвестиции в подотрасль.
Во-Вторых, по официальной статистике, почти третья часть населения России по уровню своих расходов уже приблизилась к европейскомy, и в структуре этик расходов повышается доля информационно-развлекательных услyг.
В-третьих, благодаря новому законодательству o местном самоуправлении радикально изменилось отношение к кабельным сетям co стороны региональных и муниципальных властей, которые быстро оценили их значение как инструмент политики: если в городе действует современная сеть кабельного телевидения, то никакие другие информационные технологии уже не срабатывают. Не скажу, что меня это радует, но мы знаем случаи, когда муниципальные власти вместо дорог в ускоренном темпе строили кабельные сети.
В-четвертых, новые цифровые телекоммуникационные кабельные и беспроводные технологии позволяют построить современную мультисервисную сеть в короткий срок и относительно недорого даже в большом городе: несколько крупных проектов в областных центрах реализовано за два года.
Я убежден, что в темпах развития нашей подотрасли есть еще большой резерв: по теории информации, сопровождающая информация растет пропорционально квадрату роста объемов производимого продукта.
Следовательно, если валовой внутренний продукт России в последние годы рос в среднем на 7% в год, то информационные отрасли в нормальных условиях должны иметь прирост почти 50% в год.
- Кaк это все реально сказывается на деятельности российских компании кабельного телевидения?
- Тенденции развития российского кабельного сообщества можно считать благоприятными, полностью соответствующими основным тенденциям развития, имеющим место в развитых странах. Если вспомнить термины политэкономии, то можно сказать, что экстенсивный период развития кабельного телевидения у нас сменился интенсивным, характеризующимся быстро обостряющейся конкуренцией как между кабельными компаниями, так и между различными технологиями широкополосного достyпа. Поэтому наиболее важной тенденцией следует считать процессы консолидации внутри кабельного сообщества: малые компании ищyт пyти снижения издержек, льготный достyп к привлекательному контенту, юридическую помощь и защитy. Мы ожидаем, что в ближайшие 2-3 года в России появятся несколько кабельных операторов национального масштаба, поскольку возникли телекоммуникационные системы, способные интегрировать действующие местные кабельные сети в региональные и национальные системы.
- Объясните, пожалуйста, смысл понятия "кабельный оператор ионного масштаба".
- Это, в самом деле, новое понятие, нуждающееся в уточнении. По аналогии с известным понятием "общероссийский канал" такой кабельный оператор должен быть представлен не менее чем в половине субъектов Российской Федерации. Возможен и другой, более современный подход - активное присутствие этого оператора во всех федеральных округах России.
Российские регионы быстро "становятся на ноги" в информационной сфере, и кабельное бизнес-сообщество ощущает готовность регионов строить свою политику в области телекоммуникаций и СМИ и принимает этот заказ.
- Кaким образом эти перемены скажутся на работе "штаба кабельной подотpасли" - Ассоциации кабельного телевидения России?
- Благодарю Вас за такое лестное определение роли АКТР, оно "греет мою душy" - я ведь довольно долго служил в Вооруженных силах.
Наша ассоциация вступила в восьмой год своего существования. Создавая АКТР, мы понимали, что всем нам даже в условиях быстро растущей конкуренции необходима консолидация кабельного бизнес-сообщества, общая позиция в диалоге с властью, информационное взаимодействие и определенная система взаимопомощи как советом, так и делом. Это совпадает с мировой практикой - растущая активность профессиональных объединений типа нашей ассоциации - признак нормального развития рыночной экономики. АКТР стала носителем нашей корпоративной позиции в органах власти, экспертным, информационным и консультационным центром. В дyхе происходящих в нашей стране административных перемен АКТР постепенно становится своего рода общественным департаментом при курирующих нас министерствах и ведомствах. Полагаем, что в скором времени она должна стать постоянно действующей лоббистской структурой, что принято считать признаком цивилизованного рынка.
На прошедшем недавно общем собрании членов АКТР произошли соответствующие перемены в ее руководящем органе, где теперь собрались в одном коллективе, имеющем общие интересы, руководители практически всех самых крупных и активных российских компаний кабельного телевидения и мультисервисных сетей.
Сегодня АКТР объединяет около 100 российских кабельных компаний, более 300 компаний состоят в холдинговых структурах и пяти региональных ассоциациях, входящих в состав АКТР. В зоне "нашего тяготения" находится почти 400 российских компаний, мы ведем консультационную переписку более чем с 800 компаниями.
Всего же в России, по нашим оценкам, работает более 7000 компаний кабельного телевидения. Министр информационных технологий и связи Л.Д. Рейман в одном из своих выступлений подтвердил этy цифру. Все эти малые компании по многим причинам пока не имеют возможности открыто оказывать информационные услуги, но стремятся получить необходимый пакет разрешительных документов. Важнейшая задача АКТР - помочь нашим коллегам, малым и дальним кабельным компаниям, в их желании "выйти из тени" с минимальными потерями для своего бизнеса.
- На общем собрании было отмечено, что главная задача АКТР – налаживание цивилизованного диалога с властями. Как идет эта работа, и в чем должна заключаться помощь государства?
- Сразу подчеркну, что кабельнaя подотрасль в своем развитии обойдет без каких-либо государственных дотаций, в том числе на внедрение цифровых технологий, которое в эфирном вещании пока не мыслится без государственных программ. Для нас главное, чтобы правила игры co стороны властей были четкими, понятными, стабильными и не стесняли бы развитие бизнеса.
Напомню, что первым важным шагом АКТР в этом направлении можно считать принятие в 2000 г. "Концепции развития в России сетей кабельного телевидения и систем широкополосного достyпа", созданной при нашей активной поддержке. Далее, также при поддержке АКТР, принят новый ГОСТ "Сети распределительные кабельного телевидения"легализовано применение цифровых технологий в беспроводных системах доступа и разработан проект "Правил предоставления услyг в сетях кабельного телевидения". В процессе работы нaд ним удалось во многом упорядочить наше мышление, уточнить и согласовать позиции власти и нашего сообщества.
В настоящее время при активном участии и поддержке АКТР ведется разработка ряда документов, развивающих новый Закон "О связи", в частности "Правил присоединения и взаимодействия сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и рaдиовещания" и "Требований к построению сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания". Уже состоялись три этапа общественного обсуждения данных документов. Завершение работы нaд этими проектами Минсвязи РФ наметило к июлю 2006 г., но до этого срока мы еще обсудим их с общественностью, в том числе и на страницах журнала "Broadcasting".
- В нашем журнале не раз широко обсуждались пyти решения болезнен-ной проблемы лицензирования вещательнос деятельности в многоканальных системах. Можно ли говорить о какин-либо реальных подвижках в решении этого вопpоса?
- Для уточнения наших позиций АКТР создала вместе с Минсвязи РФ и Росохранкультурой две рабочие группы и провела три представительные конференции. В итоге достигнyто, как нам кажется, определенное взаимопонимание. В 2005 r. кабельным компаниям снова начали выдаватьcя операторские и вещательные лицензии, но этот процесс пока еще не полностью решен юридически. Лицензирующие органы попросту закрыли глаза на некоторые несуразности нынешней нормативной базы, поскольку исправлять их - долгий и многоходовой процесс, и кабельные компании остались без защиты от не в меру ретивых представителей надзорных органов на местах. В АКТР приходит довольно много жалоб по этомy поводy.
Мы продолжаем работу с государственными структурами по повышению прозрачности процедуры выдачи лицензий, четкости условий лицензирования и сокращению сроков оформления. К сожалению, наши надежды на внесение поправок в законы "О связи" и "О СМИ" не оправдались, но мы уверены в скором появлении новых подзаконных документов, которые повысят защищенность кабельного бизнеса в России и, как следствие, инвестиционную привлекательность подотрасли.
- Сегодня идyт aктивные споры о путин развития цифрового телевидения в России, в том числе высказываются опасения о некой агрессивности операторов связи, угрожающей благополучно действующих вещательных компании. Что Вы думаете пo этому поводy? -
Для таких опасений есть некоторые основания. Недолгая история развития эфирного цифрового телевидения содержит больше разочарований, чем достижений. Во всех российских проектах до сих пор неясно, во что вложены инвестиции и откуда можно ждать доходы. Кстати, в ряде европейских стран основное противодействие цифровому вещанию реально исходило от крупнейших национальных телеканалов. Нечто подобное, видимо, намечается и в России.
В кабельных сетях этот процесс проходит спокойно и естественно, без споров и дискуссий: аналоговые ceти уже стали неконкурентоспособными, да и на рынке есть только цифровое оборудование, кaк профecсиональное, так и абонентское. Кроме того, давно всем стало ясно, что настоящий бизнес в кабельном телевидении начинается с эффективных систем разделенного (условного) доступа, а они мыслятся только цифровыми. Вместе с тем цифровое телевидение - не только технология, которую приспосабливают к привычным продуктам. Это новый инструмент творчества, пyть к совершенно новым информационным услyгам.
Цифровые технологии, например, способны принести в наши дома качественно новое зрелище - телевидение высокой четкости с большим и широким экраном,с многоканальным звуковым сопровождением, которое позволит поить от кинофильма такое же яркое впечатление, как в кинотеатре.
Однако пока не существует ни одной сколько-нибудь убедительной для инвесторов и влaдельцев ТВЧ-контента бизнес-модели для эфирных систем ТВЧ. Большие споры вызывают также нынешние проекты спутниковых систем ТВЧ. Я убежден, что начинать ТВЧ-вещание нужно в кабельных сетях: именно кабельные цифровые сети по комплексу своих достоинств лyчше всего соответствуют как техническим, так и экономическим требованиям полноценной вещательной системы ТВЧ и, конечно же, требованиям по защите драгоценного ТВЧ-контента. А если вспомнить перспективные проекты интерактивных систем ТВЧ, то реально они могут быть реализованы только в кабельных сетях.
- В рамках общего собрания членов АКТР состоялось весьма серьезное обсуждение проблемы ретpaнсляции в кабельных сетях общероссийских телеканалов, в частности содержании социaльного пакета телепpогpамм. В чем сyть этой проблемы?
- На телерадиовещательном рынкe, как уже говорилось выше, происходят серьезные перемены. Наши партнеры - общероссийские эфирные каналы в конце 2005 г. попытались пpи коррекции одногo из нормативных документов неправовыми методами обеспечить сeбе преимyщественное положение. Благодаря энергичным протестам АКТР эта попытка не удалась; однако это не значит, что не будет новой. Мы намерены вскоре повторить обсуждение этих важных проблем в расширенном формате с непременной публикацией в вашем журнале.
Данная проблема на самом деле намного проще, чем ее (по неведению или намеренно) подают наши партнеры по рынку: нельзя пyтать социальный пакет программ с базовым. Поскольку мы живем в правовом государстве c социально ориентированной рыночной экономикой, то за понятием "социальный пакет телепрограмм" сразу же возникает знаменитый Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-Ф3, получивший неофициальное название "Закон о монетизации льгот". Ведь нет юридической разницы между социальными льготами в телерадиовещании и, например, в общественном транспорте: и то и другое - массовые коммуникации. Когда программы социального пакета кто-то именует бесплатными, нужно не забывать также и о том, что для кабельного оператора они в любом случае бездоходные и их не может быть много. Базовый же пакет зависит от рынка и условий на местах.
В заключение я хотел 6ы приветствовать всех читателей журнала"Broadcasting" и особенно коллег - кабельных операторов. Наша ассоциация намерена еще теснее сплотить кабельные компании в защите корпоративных интересов, создать механизмы лоббирования интересов отрасли во властных структyрах и для решения спорных проблем внутри сообщества. Ведь каждaя кризиснaя ситуация в экономике страны имеет следствием рост интереса к АКТР со стороны новых кабельных и смежных по профилю компаний.
В российском телерадиовещательном сообществе всем хорошо заметен рост корпоративного самосознания, накопление опыта в защите своих интересов и концентрации усилий в обеспечении прогресса нашего бизнес-сообщества в целом и каждой компании в отдельности. В этом главная цель Ассоциации кабельного телевидения России и всей кабельной подотрасли, и мы готовы приложить все усилия, чтобы добитьcя ее процветания.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2006
Посещений: 20281
Автор
| |||
В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций