Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Опоздавшая статья. Часть 1

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Опоздавшая статья

Часть 1

Гак по работе случилось, что почти всю осень 2008 года я проездил в скандинавской глубинке -по небольшим городкам Швеции, Норвегии и Дании. Неспешная деловитость, скучная политика, спокойная пресса... Местные газеты и каналы ТВ только-только начали цитировать авральные новости центральных СМИ, но без нашей паники и ажиотажа, даже как-то вяло: про евро и газ, о финансовом кризисе, о кавказских событиях и т. д. Под такой настрой и возникла заметка на тему о new media — думалось, что она будет интересна не только моим скандинавским коллегам, с которыми все обсуждалось, но и нашим специалистам профильных направлений.

Илья Вербовский
Инженер-связист, журналист

Отослал по готовности текст в адрес оргкомитета наметившейся кстати в Питере "стрелки" Mobile VAS Conference. (Для сведения участников и, к крайнему удивлению, получил шустрый ответ: предмет "в тему" и интересен, но (это - вместо "спасибо") распространение - только после моей оплаты!) В итоге материал попал-таки кому надо, но лишь по журналистским связям и в результате обмена между активными участниками конференции - без помощи ее неуместно меркантильных устроителей. Польза от той инициативы все же есть: после живых почтовых обсуждений самой заметки и темы new media в целом стало понятно, что материал вполне актуален. А тут и редакция журнала "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" проявила к теме интерес. Правда, той осенней публикации в журнале помешали кризисные дела и две пока незамеченные сенсации... Но обо всем по порядку.

Что же было в том осеннем материале?

Там было аж три пакета тезисов, обоснования которых и выводы заняли порядочный объем. Сейчас, по прошествии бурно-кризисного полугодия и соответствующих событий, многие положения оттуда уже стали в медийном сообществе "общим местом" и не кажутся ни alarm-ом (кризис-то уже на дворе...), ни диссидентским вывихом. Отпала также необходимость многих цитат и доказательств - сейчас это просто грустные банальности, да и многие оппоненты сплыли с первым же дрейфом "офисного планктона". Короче, текст съежился и подсох, а в сухом остатке от первого пакета оказались лишь почти очевидные тезисы-выводы:

-  Независимо от текущих и, главное, предстоящих изменений коммуникаций в оболочке new media неизменной тенденцией в них останется рост визуальной компоненты.

-  И отношения new media со смежным бизнесом, учитывая их неизбежную конвергенцию, обязательно будут включать открытую для развития визуальную платформу.

- А в эпицентре конвергенции и медианой развития зрительных компонент уже в ближайшем будущем во всех формах new media станет визуальное стерео.

- Успешность new media - как маршрутов/"дорожной карты" ориентирования, представления и продвижения бизнеса - будет прямо зависеть от использования самой мощной и перспективной из имеющихся для этого возможностей, того самого визуального стерео.

Оппоненты, как и ожидалось, высказались по полной: что я "ломлюсь в открытые ворота", что в каждом нашем "миллионнике" уже есть стереостудии, что еще больше исполнителей стерео представлено в Рунете, что в практике российских выставок и презентаций есть вполне приличные стереодостижения, что имеются успешные работы в габаритной, камерной и предметной стереорекламе в Москве, Питере, еще где-то, что наши люди освоили видеографические материалы и инструментарий и, наконец, что дела у нас здесь ничем не хуже, чем "за бугром". А разве я когда-нибудь писал, что там хорошо?! Сегодняшнее проникновение визуального стерео в общество для самых разных целей, включая new media, - убойно-мизерное. Это касается не только России/СНГ - габаритная стереореклама на улицах Нью-Йорка вызывает такой же столбняк у обывателя, как и в нашем продвинутом Томске. От качественных SD-инсталляций на известных выставках и презентациях возникает неподдельный детский восторг у всех взрослых... Еще примеры: телевизионный стереоконтент в Японии вещается (офисные, гостиничные и иные внутренние сети здесь не учитываются) всего парой провайдеров, да и то в ограниченной сетке; в США/Канаде в регулярном эфире его просто нет, в ЕС лишь планируется форсирование стерео-ТВ. Но для оппонентов это как-то неважно: "зато в нашей торговле уже есть рекламные стереосистемы Philips, как в Европе", вот это, мол, факт! Так вот, в той Европе, по которой пришлось поездить, эти панели немыслимой цены -с десяток тысяч евро, да с невнятным стереоэффектом (для обычного покупателя в торговой суматохе) -не встречались ни в мини-, ни в супермаркетах. Но главное-то не в этом: почти сразу после выпуска этой усиленно рекламируемой (у нас) партии мониторов Philips сбросил их производство (и поддержку!) на всеядного китайского девелопера. Обратите внимание это еще до заметного кризиса (!), то есть никакого интереса к развитию данного концепта у самого Philips, как бы, и нет. Уверен, что те из читателей, кто из "последних денег" прикидывает использование SD-технологий и не забыл как "складывать 1 и 1", некую утилитарную пользу от этой информации все ж получили... Более ранний пример из той же серии - Sharp тихо, без объяснений убрал из производства и торговли свои некогда ажиотажно-рекламируемые 3D-"mo-билку" и ноутбук "Мебиус": в переключаемом 2О-режиме они были темноваты и мутноваты, а, кроме того, в режиме 3D на экране как-то не очень воспринимались тексты. Практически та же ситуация с продвигаемыми сейчас на рынке концептуальными аппаратами от Samsung, Sony, от менее известных Zalman и Sapphire, от патриархов LG, Hyundai и т.д. Одни из них пустили в торговлю мониторы с очками, реакция профессионалов и уже недоверчивой торговли понятна: "давайте-ка без очков!". Другие -специальные очки-дисплеи: дорого, исключается групповой просмотр (да и к "мобилкам", несмотря на свежие ухищрения Motorola, не вполне подходит). Третьи продвигают монозрительские трекерные решения: скорее всего, для оборонки и спецприменений; "для дома", "для семьи" это не "катит". Четвертые - как бы "универсальные" проекторные системы; но и на них сходная реакция: ну, полутемные рестораны/кафе; ну, камерные кинозалы с отключаемым освещением; ну, интимные дискотеки/дансинги, домашние кинотеатры или ограниченные салоны для перфоманса. Да и то, стремно: небольшой сбой в программе управления лазерным приводом - в результате глазные ожоги (свежий случай: фестиваль Aquamarine в июле 2008 года в РФ). Про экзотику вроде паровых ЗВ-экранов, сувенирных gCubik, килограммовых стереогаджетов к "мобилкам" от Hitachi, про устройства с механическим приводом, голографические мечты и прочие вывихи здесь даже не упоминаем...

"Аргументация" инвесторов и экспертов по поводу проекта StereoStep

На этом фоне даже неловко воспроизводить "аргументацию" наших инвесторов и их экспертов по поводу самой практичной из известных мне разработок - проекта StereoStep (довелось в конце 2007 года побывать на таком обсуждении для приложений SS-пластин в мобильной телефонии):

- Как-то темноват экран под вашей пластинкой...

- Ну не больше, чем в обычных солнечных очках... Это ведь стандартные анаглифические светофильтры - самая дешевая стереотехнология! К тому же лабораторный образец, вручную клеили... Конечно, светимости поменьше, но в кино-то, для стерео на ТВ и в играх вы красно-синие очки одеваете?

- Так-то кино! А вот почему сетка какая-то полосатая на картинке? Без нее нельзя?

- "Сетка" - это видимые края линзочек: крупнее линзы - заметней сетка, станут линзы тоньше - вы их просто не заметите...

- Но линзы-то будут? Как же я их не замечу?!

- А на этом стереокалендарике вы их видите?

- А что, и здесь линзы?!

- Ну, разумеется! Это одна и та же оптика, только календарик выполнен на мелких линзах и не вручную, как у нас, а типографской машиной...

- Могли бы и постараться... Так, а чего текст под пластинкой "поплохел"?

- А вы уберите пластинку и читайте себе...

- Как "уберите"?! Это продаваться не будет, нужно приклеить к экрану!

- Зачем же "чужую" пластинку клеить к дорогой машинке, уж лучше встроить вместо окна в съемный чехол к "мобилке" или вовсе носить в кармане? Она ж копеечная...

- Как эксперт (апломб-то!) говорю: съемная продаваться не будет!

И так далее... А вот коллега прислал свежий ролик из Барселоны (февральская выставка Mobile World Congress'2009), его можно посмотреть в репортаже EXPOzed Macworld 2009 № 12 на http://www.pixelhead-snetwork.com/2009/01/24/mac-world-2009-12-interview-with-spatial-view-about-3d-monitors/: тут демонстрируется новинка (!) - съемная пластина для автостереоскопического (безочкового) просмотра стереконтента на микро- и мини-экранах. Нашлись там и инвесторы (в кризис-то!), и производители, и уже "продавливается" торговля и в Россию. Я уверен - предмет будет успешно экспортироваться... Напомню читателям: концепт съемной SS-пластинки от StereoStep успешно демонстрировался еще 2 года назад на выставке HiTech'2007: ay, господин "Эксперт"! (Впрочем, этот пропал с горизонта: то ли смылся из "знатоков", то ли подпал под кризисное сокращение; но проекту от этого, увы, не легче, так как и сегодня много пока неуволенных "знатоков" продолжает делать погоду в отечественном бизнесе.) А еще раньше, на первом киевском саммите Mobile Monday, авторы StereoStep не только показали первые концепты SS-пластин для моби-лок, но и рассказали присутствующим "мобильщикам", что:

- пластинки бесконфликтны -они подходят для любых микроэкранов, не требуют какой-либо переделки "мобилок", перенастройки ПО и каких-то особенных правил эксплуатации;

- их массовая доступность подстегнет прирост и вовлечение SD-контента в мобильный бизнес как в режимах mms, так и видео/ТВ;

- эти девайсы могут и должны стать элементом новых пользовательских платформ и сервисов наряду с активным использованием 3D-koh-тента;

- использование пластинок не только консолидирует мобильные 3D-pecypcbi, но и формирует здесь новую SD-рекламную нишу;

- дешевые пластинки могут и должны стать средством поддержания торговли телефонами любых типов, карточками, абонементами, услугами и т.д. (просто "раздавать" их в качестве "бесплатного приложения");

- наконец, никакой конкуренции в этом бизнесе нет, никаких предшественников и готового "импорта" тоже; отечественные компании - инвесторы, операторы, провайдеры, разработчики - могут не только стартовать первыми, но и (впервые!) образовать реальный экспортный пул.

Продолжение следует.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2009
Посещений: 9726

  Автор

 

Илья Вербовский

Журналист

Всего статей:  6

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций