Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

DRM для радиовещателей: что это такое, кому оно выгодно и с чем его едят Часть 1. Маркетинговые аспекты

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

DRM для радиовещателей: что это такое, кому оно выгодно и с чем его едят
Часть 1. Маркетинговые аспекты

Во вступительной статье к каталогу "Радиовещательное оборудование - 2010” Сергей Комаров, Рашель Ставиская и Валерий Николаев уже обозначили задачи, стоящие перед радиовещательной отраслью в лице Минсвязи РФ и РТРС по введению в России цифрового наземного радиовещания системы DRM в соответствии с реализацией распоряжения Председателя Правительства РФ № 445. Теперь пришло время рассказать, что дает оно тем, кому, собственно, и предстоит использовать эту технологию в своем непосредственном бизнесе
Сергей Комаров
Генеральный директор ООО
''Радиовещательные технологии''

Сначала конспективно

DRM1 - новый продукт для государства, радиовещателей и слушателей. DRM - это цифровое коротковолновое радиовещание пространственной волной, обеспечивающее одним радиопередатчиком радиус зоны покрытия от 300 до 700 км.

DRM-вещание имеет ряд существенных преимуществ:

  • нет зоны теней от складок местности и высотных зданий, поскольку радиоволна к приемнику приходит сверху, из ионосферы или верхних слоев тропосферы;
  • обеспечивает качество вещания такое же, как в МРЗ-плеерах;
  • помимо звукового имеет канал текстового сопровождения, позволяющий отображать на дисплее мультисистемно-го цифрового радиоприемника и автоматически запоминать в пользовательской памяти информацию, неспецифичную для слухового восприятия. Это могут быть номера телефонов, почтовые и электронные адреса, адреса сайтов, рецепты кулинарных блюд, программы телепередач, частотные расписания радиостанций иновещания, гороскопы, расписания автобусов и поездов и пр.;
  • имеет интерактивный канал, позволяющий слушателям активно участвовать в радиоиграх, опросах и голосованиях, отвечая на вопросы, представленные на экране дисплея радиоприемника, а также участвовать в викторинах и розыгрышах, отправляя собственные ответы в виде SMS-сообщений непосредственно с клавиатуры мультисистем-ного радиоприемника;
  • предоставляет возможность радиовещателям рекламировать товары и услуги одномоментно на целый федеральный округ, как для городских слушателей, так и для сельских в отдаленных районах, с одинаковым качеством звучания на всей территории;
  • имеет возможность накрывать вещанием те территории страны, где ранее радиовещания не было совсем;
  • использует мультисистемные цифровые интерактивные радиоприемники, позволяющие принимать сигналы радиостанций AM, FM, DRM во всех существующих радиовещательных диапазонах;
  • не нуждается в новом частотном планировании и занимает в эфире такую же полосу, как и АМ-радиостанции;
  • на коротких, средних и длинных волнах - это принципиально монофоническое вещание. Лишь в этом случае оно укладывается в существующее всемирное частотное планирование, как для АМ-радиостанций. Однако стандарт DRM позволяет передавать и стереосигнал, но в этом случае он будет занимать в эфире двойную полосу и потребуется новая процедура международного распределения радиочастот;
  • позволяет крупным промышленным корпорациям и холдингам, ведущим свой бизнес на всей территории страны, иметь корпоративные радиостанции, вещающие на этой территории (например, РЖД, “Газпром”, крупные авиакомпании, морские и речные судоходные компании). Это, безусловно, будет служить активизации их бизнеса и увеличению качества предоставляемых услуг;
  • позволяет производителям массового бытового радиооборудования освоить выпуск новых товаров (линейки цифровых мультисистемных интерактивных радиоприемников), создать дополнительные рабочие места, расширить свое производство, увеличить скорость региональных оборотов капитала и тем самым поднять экономику своих регионов;
  • позволяет разработчикам и производителям национальной элементной базы получить новые заказы, поднять и модернизировать свое производство;
  • позволяет руководителям и администрациям субъектов Федерации иметь радиокомпании, полностью накрывающие вещанием их регионы, и тем самым иметь возможность одновременно и оперативно обращаться ко всему населению своего региона;
  • позволяет руководству страны эффективно модернизировать радиовещательную отрасль и обеспечить всему населению страны прием центральных радиопрограмм и программ радиостанций субъектов Федерации;
  • позволяет руководству страны посредством федеральной сети доставки радиопрограмм (имеется в распоряжении РТРС) формировать целевые радиопрограммы и обращения непосредственно к тем регионам и слушателям, которые нуждаются в оперативной государственной информационной поддержке.

Теперь подробно

DRM-вещание, как уже стало понятно из перечисленных выше тезисов, может быть выгодным не только государству, крупным компаниям, но и радиовещателям, имеющим крупные, разветвленные сети регионального вещания и коммерческий интерес в донесении своей радиопрограммы до каждого жителя нашей страны.


Отметим принципиально важный момент: DRM - это коммерческое радиовещание.

Новый маркетинг. Если при FM-paдиовещании в зону вещания, как правило, входил один город, в котором располагалась радиокомпания со своими студиями, радиопередатчиком, отделами продаж и продвижения, то в случае DRM в зону покрытия попадут десятки крупных городов и тысячи населенных пунктов. Соответственно радиовещателям потребуется разработать новую стратегию продвижения своей радиопрограммы и совершенно иную технологию продаж. Иным станет и контингент рекламодателей. На начальном этапе продвижения здесь не обойтись без федеральных телеканалов, участие которых в этой федеральной программе, безусловно (я надеюсь), будет поддержано Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, чтобы не взваливать непосильный груз продвижения новой технологии радиовещания на частные радиокомпании, развивающие это важное государственное дело.

Промоушн-акции. Поскольку студия и передатчик разнесены на огромное расстояние, то не так уж и принципиально, в каком городе ее размещать. И в крупных городах, где у ГПКС или других спутниковых операторов есть центры подъема программ на спутник, можно, например, на День города или другое знаменательное событие развернуть выездную студию и вести прямую трансляцию. Это можно сделать непосредственно из мэрии, представительства президента в федеральном округе или иного публичного места, где будут проходить основные мероприятия, чтобы оперативно осветить их на всей территории федерального округа или в районе деятельности учредителя радиокомпании, если она принадлежит крупной корпорации.

Продажа рекламы. До сегодняшнего дня рекламодателями в городских радиокомпаниях, вещающих в регионах, были в основном местные компании относительно мелкого бизнеса. Крупный бизнес предпочитал федеральные радио- и телеканалы. А вот среднему, ведущему свои дела не на всей территории страны, но и не замыкающемуся в рамках одного города, в общем-то и негде было заявить о себе. Либо собирай “кучу" городских радиокомпаний и держи для этого штат в отделе продвижения, либо переплачивай, рекламируя свой продукт в федеральных программах. С введением DRM-вещания открывается возможность работать с представителями среднего бизнеса, серьезно влияющего на экономику целого региона. А это новый пласт рекламодателей, до сих пор не вовлеченных в радиовещание.

Ориентируемся на менталитет. Федеральные радио- и телеканалы, а также сетевые радиостанции (имеющие региональную сеть ретранслирующих партнеров), вещая для всех жителей России, в своих программах не учитывают особенности населения и менталитет отдельных регионов и поэтому в глубинке зачастую воспринимаются как “чужие". Городские же FM-радиостанции с местной программой ориентируются исключительно на свой город, и хотя доверие к ним выше, но масштаб региона или федерального округа в целом им не охватить. DRM-радиостанции призваны и способны ориентировать свои программы именно на менталитет отдельных регионов, чтобы не только стать “своими" у всего населения данной местности, но и отражать интересы и особенности ее жителей, проживающих в зоне вещания передатчика. Ну и, само собой разумеется, что ретранслирующих DRM-радиокомпаний быть не может принципиально, и все DRM-радиостанции - это радиостанции с собственной программой.

Технические особенности. Передатчик, используемый для DRM-вещания, имеет большую мощность (десятки киловатт, а на пиках и до сотен) и представляет собой целый технический комплекс, как правило, занимающий отдельное двухэтажное здание, находящееся в ведении РТРС, к которому подходит отдельная линия электропередачи. В силу того что поблизости расположена передающая антенна и в эфир излучаются мощные электромагнитные поля, такие радиоцентры отнесены от городов в малонаселенную местность.

При работе преимущественно в нижней части КВ-диапазона может быть использовано ионосферное рассеяние и на радиоцентре должны быть установлены антенны зенитного излучения (излучающие вверх). В этом случае радиус зоны вещания составит 300-400 км вокруг радиоцентра.
Если же нужна большая зона вещания, например эллипс 800-900 на 1000-1200 километров, то передатчик нужно отнести от центра зоны на 1500-1800 километров и использовать антенны, излучающие под углом к горизонту в направлении потенциальной зоны вещания. Тогда, отразившись от ионосферы под расчетным углом, радиоволны накроют большую зону вещания, чем в случае зенитного излучения. Но тогда при суточном и сезонном изменении отражающей активности ионосферы зона вещания будет немного смещена по дальности.

При вещании отражением от ионосферы необходимо как минимум дважды в сутки (день, ночь) и дважды в год (зима, лето) менять рабочие частоты вещания. Это необходимо делать в силу суточного и сезонного изменения отражающей способности ионосферы. Помимо этого, при вещании на отдаленные территории для качественного приема необходимо в разное время суток использовать радиопередатчики, расположенные с разных сторон от зоны вещания по оси “запад - восток". Исходя из этих физических положений, можно определить, где нужно разместить передатчик и какой канал подачи программы необходим для вещания вокруг себя или же для покрытия отдаленных территорий. В большинстве случаев, особенно при использовании нескольких передатчиков, потребуется спутниковый канал подачи программы. Впрочем, поскольку все равно купить, установить и эксплуатировать такие радиопередатчики в нашей стране под силу лишь одной организации - РТРС, то это вопрос ее компетенции, и там прекрасно способны с ним справиться.

Однако радиовещателям при организации DRM-радиокомпаний эти технические особенности учитывать необходимо. К примеру, отсюда следует, что в разное время на одной и той же частоте, но на разные территории могут работать различные радиостанции. То есть при DRM-вещании номинал рабочей частоты не может быть маркой радиостанции, как при работе на FM. И он соответственно не должен быть прописан в лицензии.

Технологическая цепочка цифрового интерактивного радиовещания

DRM-вещание характеризуется наличием прямого и обратного каналов. Сигнал прямого (вещательного) канала формируется в эфирной студии радиокомпании и имеет два потока: звуковой и текстовый. Через канал подачи программы, соединяющий студию с радиоцентром, сигнал поступает на кодер DRM-сигнала, входящий в состав возбудителя передатчика. Туда же могут быть домешаны сигналы массового оповещения и сигналы персонального радиовызова и индивидуальных сообщений, которые КВ-вещательным передатчиком доставляются на огромные территории, где не действует мобильная связь (что весьма актуально для России).

Обратный канал может быть организован с помощью операторов мобильной связи, действующих на территории вещания транслируемой радиостанции. Если же это отдаленные и малонаселенные районы, то он создается с помощью операторов спутниковой связи. Разумеется, радиоприемники со спутниковым каналом обратной связи будут предназначены не для массового использования слушателями, а, к примеру, для экспедиций, геологических партий, морских и речных судов, для автомобилей дальних рейсов, радиоузлов в вагонах поездов дальнего следования, а также для специального применения. В случае комплектования такими радиоприемниками групп людей, работающих в экстремальных условиях, или экипажей вертолетов и самолетов в качестве канала обратной связи может выступать и международная система поиска и спасения КОСПАС-SARSAT.

Таким образом, цифровой интерактивный радиоприемник может быть использован также как средство обмена оперативными сообщениями с абонентами, расположенными на территории, где отсутствуют системы мобильной связи, и на большом удалении от радиостанции.

Сигналы обратной связи, принимаемые провайдером SMS-услуг, предоставляются ведущему радиопрограммы в нескольких видах. При опросах общественного мнения - как обезличенная гистограмма распределения количества ответов слушателей по всем предложенным вопросам. При радиоиграх - в виде персонифицированных (по номерам радиоприемников) списков слушателей, выбравших правильный вариант ответа или по иному алгоритму, заданному правилами радиоигры. При отправке вопросов или высказываний слушателей ведущему или гостю студии - в виде ленты с персонифицированными текстами. Разумеется, ведущий эфира радиокомпании может командой со своего пульта разрешить отправку SMS-сообще-ний (команда отрабатывается внутренним контроллером радиоприемника) на нужный интервал времени, а по истечении его - запретить, чтобы не перегружать сети мобильной связи невостребованными потоками сообщений. Также возможен автоматический опрос радиоприемников, находящихся в зоне вещания радиостанции и настроенных на ее частоту, с помощью выдачи команды “слышишь - отзовись" При этом контроллер радиоприемника автоматически формирует бесплатное для слушателя SMS-сообщение, число которых подсчитывается SMS-провайдером и предоставляется ведущему радиокомпании. Чтобы при таких запросах не перегружать сети мобильной связи, каждый приемник в соответствии с последними четырьмя цифрами своего персонального номера выполняет задержку отправки сообщения. Таким образом достигается равномерное распределение потока передаваемых сообщений на заранее оговоренный отрезок времени. Последний режим позволяет проводить объективные измерения аудитории слушателей радиостанций и тем самым оперативно определять реальный рейтинг тех или иных радиопередач.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2011
Посещений: 10455

Статьи по теме

  Автор

Сергей Комаров

Сергей Комаров

Генеральный директор ООО "Радиовещательные технологии"

Всего статей:  20

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций