Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Безленточные технологии в медиапроизводстве

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Безленточные технологии в медиапроизводстве


Михаил Ермолов, менеджер
ООО "Элогар инжиниринг" (Санкт-Петербург)

Современная телевизионная индустрия переходит на безленточные технологии на все большем количестве этапов медиапроизводства. Ленточные электронные носители служат телевизионной индустрии практически 50 лет, однако их время постепенно уходит в прошлое. Задерживаются они только там, где объемы информации велики, и цена диктует необходимость продолжения использования ленты (по крайней мере, в ближайшие несколько лет). В первую очередь это касается архивных роботизированных комплексов, оперирующих тысячами и десятками тысяч часов медиаданных, и устройств, записывающих поток данных в сотни Мбит/с с максимальной плотностью относительно физического объема устройства хранения и оптимальными стоимостными показателями

Первопроходцы

Переход телевизионной индустрии на безленточные технологии происходит уже на протяжении почти 20 лет, причем происходит постепенно.

Первым серьезным этапом стал нелинейный компьютерный монтаж, развивающийся с конца 1980-х гг., значительно сокративший использование ленты и достигший сопоставимого технического качества ленточного Ве-tacam SP в начале 1990-х. Не будет лишним напомнить, что лидером этого процесса стала компания Avid (США), первой создав надежно работающую систему компьютерного нелинейного монтажа, сначала для работы в черновом качестве, а затем и в полном "эфирном". Системы нелинейного монтажа этой компании заняли доминирующее положение в профессиональной индустрии кино- и видеопроизводства развитых стран, компания и сегодня продолжает занимать стратегические позиции в технологическом обеспечении медиаиндустрии. Безусловно, этот опыт должен постоянно изучаться всеми, кто хочет успешно работать на мировом медиа-рынке.

Безленточные технологии: преимущества

Суть нелинейного монтажа применительно к безленточным технологиям заключается в том, что монтажная последовательность существует в виде набора команд, по которым происходит обращение к медиаинформации, постоянно хранящейся на дисковых массивах компьютера. В любой момент можно изменить этот набор команд, и воспроизведение последовательности будет другим. При линейном ленточном монтаже, чтобы изменить монтажную последовательность, чаще всего придется переписать в реальном времени все последующие (после внесенного изменения) куски с затратой большого количества времени и с ухудшением технического качества конечного материала. К ленте с исходным материалом прибавляется лента, на которую производится монтаж, появляются разные вспомогательные копии, задействуется сложная дорогостоящая механика загрузки и выгрузки ленты и т.д. Словом, получается дорого и долго.

В конечном итоге "содержательное", или смысловое, качество монтируемого материала при безленточном нелинейном монтаже безусловно улучшается в сравнении с ленточным линейным; не ухудшается и техническое качество. Процесс смыслового "улучшения можно осуществлять по необходимости значительно большее число раз и с меньшими временными затратами.

Развившиеся компьютерные технологии значительно продвинули процесс монтажа видео и звука по безленточным технологиям.

Только вперед!

Следующим кардинальным этапом продвижения безленточных технологий стала возможность отправки смонтированных для эфира материалов без промежуточного сбрасывания на ленту для показа материалов в эфире; материалы можно было отправлять на файловом уровне из нелинейной монтажной на эфирный сервер. Этот этап безленточной технологии стал распространяться с середины 1990-х гг.

Развивая безленточные технологии на масштабное производство, компания Avid создала устойчиво работающую технологию, позволяющую одновременно обращаться с многих нелинейных монтажных станций даже к одному и тому же медиафайлу большого объема, находящемуся на сервере - едином дисковом массиве производственного комплекса - знаменитую систему Avid Unity, которая благодаря своим высоким производственным качествам и надежности уже установлена начиная с 1999 г. более чем на 4000 крупных и средних предприятиях кино- и телевизионной индустрии. По сути, множество рабочих станций разного назначения объединяются системой Unity в единый производственный комплекс с единой базой медиаданных, что экономит значительное количество времени и средств благодаря отсутствию необходимости многократно копировать медиаданные в процессе создания медиапродукции. В настоящее время многие крупные компании-разработчики пытаются предлагать производственные комплексы с близкими характеристиками.

В настоящее время разрабатываются новые системы, которые объединяют уже не только монтажные станции, но и все рабочие места телевизионного производственного комплекса в единый производственный механизм с единой базой данных и возможностью одновременного оперирования любой информацией и, конечно, в безленточном режиме.

Новые достижения

С начала 2000-х гг. многие компании, производящие видеокамеры, начали предлагать безленточные технологии уже и на съемочном этапе. В этом случае отснятый материал может быть передан в монтажную станцию со скоростью, значительно превышающей "реальное время", либо во многих случаях он может монтироваться непосредственно с дисков видеокамер, а готовый материал, опять же быстрее реального времени, может быть отправлен на эфирный сервер. Таких видеокамер в последние годы появилось немало, в том числе и с поддержкой форматов HD. В устройствах XDCAM Sony материал пишется на диски Blu-Ray со скоростью считывания информации до 73 Мбит/с, Panasonic предлагает запись на флэш-карты Р2 со значительно большей скоростью считывания, компания Grass Valley недавно представила камеру Infinity со скоростью записи видео до 75 Мбит/с. Компания Ikegami совместно с компанией Avid занимаются безленточными технологиями на съемочном этапе с середины 1990-х гг., однако приемлемые решения смогли появиться только к началу 2000-х гг. На сегодняшний день компания Ikegami предлагает наилучшее техническое качество картинки благодаря записи материалов на жесткий диск в кодировке Avid DNxHD с потоком 120-145 Мбит/с с поддержкой полного растра 1920x1080 без сабсемплирова-ния. Различные экономичные безленточные форматы HD сегодня предлагают все основные производители видеокамер. Быстро развиваются и различные варианты кодировок с уменьшением потока данных при сохранении высокого качества телевизионной картинки.

С развитием технологий дисковых массивов безленточные технологии будут продвигаться на оставшиеся не охваченными этапы медиапроизвод-ства, и произойдет это гораздо быстрее, чем можно представить. Вот только один из примеров - в ближайшие несколько лет на голографиче-ский диск, внешне выглядящий как привычные CD- или DVD-диски, можно будет записать более 3 Тб информации, и устройства, поддерживающие эту технологию, уже продаются, но пока поддерживают объемы в 300 Гб на диск. Быстро развиваются и технологии записи не только на жесткие диски, но и на флэш-память с параллельным снижением удельной стоимости, что позволит распространить безленточные технологии на все этапы телевизионного производства даже в формате HD. Хотя уже и сегодня современные полностью интегрированные производственные комплексы позволяют работать с материалами ленточных архивов в безленточном режиме.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2007
Посещений: 11990

Статьи по теме

  Автор

Михаил Ермолов

Михаил Ермолов

Менеджер ООО "Элогар инжиниринг" (Санкт-Петербург)

Всего статей:  1

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций