Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

До "Russia Today" еще было далеко…

В рубрику "Машина времени" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

До "Russia Today" еще было далеко…

Игорь Елеференко
Заместитель генерального директора телерадиокомпании “Звезда”
Игорь Елеференко с отличием окончил переводческий факультет Московского государственного института иностранных языков им. М. Тореза.
В 1980–1982 годах служил старшим военным переводчиком группы советских военных советников в Анголе.
В 1982–1997 годах работал в агентстве печати "Новости" (АПН), в дальнейшем – РИА "Новости". Был редактором главной редакции Латинской Америки, заместителем заведующего бюро АПН на Кубе, директором регионального видеоцентра АПН на Кубе, главным редактором телекомпании "ТВ-Новости", заведующим бюро РИА "Новости" в Аргентине.
В 1997–2000 годах работал заместителем генерального директора ЗАО "Русский канал – Всемирное русское телевидение".
2000–2005 годы – главный редактор общественно-политических программ телеканала "ТВ-Центр".
С 2014 года работает заместителем генерального директора телерадиокомпании "Звезда". Избирался депутатом Московской городской Думы

Телевизионный канал “Russia Today” – один из самых удачных информационно-пропагандистских проектов нашей страны. Я считаю, что проект этот состоялся и стал серьезным фактором международной жизни. Мне же припомнились две другие попытки создать советский, а затем российский телеканал “для заграницы”, по разным причинам завершившиеся неудачей.

Спасибо, коменданте революции!

Кто из нас в середине восьмидесятых в СССР знал, что такое спутниковое телевидение? Представить, что где-то кто-то нажимает кнопки на пульте и может смотреть десятки, а то и сотни телеканалов со всего мира! Пожалуй, только совзагранработники, да и то определенного ранга, видели это “чудо”. Одним из них посчастливилось быть автору этих строк. Итак! Гавана, 1986 год. Бюро АПН. Старшее поколение хорошо помнит эту аббревиатуру – агентство печати “Новости”, продолжатель Совинформбюро, мощнейший советский рупор внешнеполитической пропаганды. В особняке напротив проживает семья уругвайского дипломата. И прямо в садике – странная такая штука – антенна-тарелка метра полтора в диаметре. Первое знакомство с соседями и, естественно, несколько стаканчиков “Куба либре”. Включается телевизор, а там… То, что советскому человеку видеть было не положено.

В результате нескольких вечерних жарких споров и “мозговых атак” родилась депеша в Москву о необходимости создания на Кубе регионального видеоцентра АПН для подъема советской телепрограммы над США. Угадайте, как должна она была называться? Правильно: “ТВ-Перестройка”!

С чего и как начинать, мы, естественно, не знали и правовые вопросы не рассматривали в принципе. Как ни удивительно, после недолгих уточнений и разъяснений Центр идею одобрил и даже выделил приличные по тем временам деньги.


Но ни поддержка руководства, ни выделенные средства не могли бы решить абсолютно ничего, если бы не помощь и понимание кубинцев. Причем на самом верху. Кураторство проекта было поручено ныне здравствующему ближайшему соратнику Фиделя еще со времен партизанской борьбы, команданте революции (звание, которое на острове носили единицы) Ромиро Валдесу Мендесу. Надо сказать, что, несмотря на самые высокие посты в правительстве и партии, он был и, пожалуй, остается самым “засекреченным” человеком в стране. При этом его влияние и значимость мы ощутили сразу. Работы велись быстро и четко, что вообще-то не свойственно кубинцам. Одновременно было создано предприятие по созданию и поставкам в СССР телевизионного спутникового оборудования, филиал тогда еще небольшой кубинской компании “Копекстель”. Кстати, может быть, с этого проекта начался стремительный подъем “Копекстель”, ставшей сегодня мощнейшим центром развития кубинских телекоммуникаций, программного обеспечения и IT-индустрии. Причем все это было до того, как на крышах московских зданий появились тарелки “Кросны”, считающейся у нас первооткрывателем данного бизнеса. Спутниковое приемное оборудование поступало контрабандой из Панамы, что неудивительно, ведь остров жил в условиях экономической блокады. Производство самих “тарелок”, причем отличного качества, наладили под Гаваной. Комплекты производились, правда, в ограниченном количестве, но поводом для гордости можно считать тот факт, что первая из них была установлена на здании МГИМО на Садовом кольце (ныне – Дипакадемия) Однако, вернемся к основной теме.

Итак, маховик закрутился. Помещения были выделены отличные, отделка – супер. Где-то достали даже специальные шумопоглощающие панели и напольное покрытие. Собрали самое современное по тем временам монтажное оборудование. Правда, магнитофоны были – UMATIK и Betamax, названия, вряд ли знакомые молодым телевизионщикам. Да и работали они в системе NTSC. Но кубинцы помогли раздобыть конвертер, так что проблема с преобразованием принятого в СССР SECAMa в систему американскую была решена. Теперь оставалось главное – установить параболическую антенну для приема сигнала первого канала Центрального ТВ с отечественного спутника. Причем высокого качества, без “снега”. Ведь весь смысл проекта состоял в том, чтобы информпрограммы Первого канала (другие каналы не ловились) принимать в Гаване, переводить, адаптировать и перемонтировать, а потом поднимать их на спутник, работающий на США и Центральную Америку. Кстати, последнее оказалось весьма простым делом. Плати денежки и вещай…

В создании поистине гигантской антенны здорово помогли наши военные с радиолокационной станции слежения и перехвата в Лурдесе. Итак, все было готово, и началась настройка системы. Из-за низкого горизонта советского спутника параболу пришлось ставить практически перпендикулярно земле. Наладчики мучились несколько дней, но избавиться от ряби на экране не удавалось. На пути сигнала была большая эвкалиптовая роща, но… Что не сделает команданте революции ради компаньерос совьетикос. На третий день мы проснулись под шум бензопил. В середине рощи уже через несколько часов появилась просека. И снег на экранах мониторов пропал. Это была первая победа! Мы смотрели Москву. Торжественное открытие первой очереди РВЦ АПН было приурочено, естественно, к годовщине Октябрьской революции. Не просто годовщине – ее 70-летию. Послом на Кубе в то время был Александр Семенович Капто, человек веселого нрава, украинец и в прошлом сам профессиональный журналист, организатор пропаганды. Он и приехал на торжественное открытие центра. Мы, понятно, подготовились к его визиту. Приняли и записали парад на Красной площади и торжественный концерт в Москве. Последний лукаво подмонтировали, поставив первым номером украинский гопак. А дело было в годы горбачевского сухого закона. На всех приемах подавали лишь соки да минералку. И вот дело дошло до гопака. Наш посол смотрел номер на одном дыхании и вдруг в голос спросил нас: “А водка у вас есть?” Мы заранее просчитали подобное развитие событий. За дверью уже наготове стояли наши жены с подносами, на которых стояли рюмки с нею, матушкой. В результате наш ответ Горбачеву длился часа четыре.

Перед тем, как рассказать о печальном конце этого проекта, вспомню еще одну веху в истории гаванского видеоцентра. В апреле 1989 года на Кубу с официальным визитом прилетел М. Горбачев. Внешне теплая и дружеская обстановка скрывала грозные тучи охлаждения двусторонних отношений. СССР и Горбачев предавали Кубу, и большинство это уже понимало. По плану после визита на остров генсек должен был проследовать в Северную Америку, а на обратном пути сделать опять техническую остановку в Гаване. Между отлетом и возвращением было меньше двух суток. Начальство решило порадовать Горбачева, а еще больше Раису Максимовну. Пришла команда к его второй остановке сделать фильм о визите Михаила Сергеевича на остров Свободы. На написание сценария автору этих заметок, ни дня не работавшему на телевидении, дали шесть часов. Спасибо и низкий поклон кубинским режиссерам и монтажерам. Задача была через “не могу” выполнена, и кассеты с видеофильмом были торжественно вручены чете Горбачевых и Фиделю!

А теперь, как говорится, о грустном. Из Москвы повеяли ветры разрухи, которая, как известно, не в клозетах, а в головах. Куба, а вместе с ней и видеоцентр АПН перестали кого-либо интересовать. По Гаване ходил анекдот о том, что личный парикмахер Фиделя Кастро во время стрижки все время рассказывал ему о Горбачеве и перестройке. Тот наконец возмутился и отчитал цирюльника. Но тот пояснил, что делает это из чисто профессиональных соображений. При звучании этих слов волосы команданте встают дыбом, и ему легче их стричь. Прошло негласное поручение писать о кубинской действительности негатив. И побольше. А тут финансовое руководство агентства, когда услышало о цене оплаты подъема сигнала, возмутилось. За эти деньги, мол, можно купить две машины для загранпредставительств. Проект захлопнули! Оборудование быстро устарело, а само бюро АПН вскоре просто ликвидировали. Об энтузиазме соотечественников и, что крайне важно, кубинцев, о реализованной идее и вложенных деньгах не вспоминали. Ведь впереди был сладкий период первичного накопления капитала!

Они прорубили “окно" в Европу

Идея строительства видеоцентра в Гаване стала импульсом к гораздо более мощному проекту. В АПН параллельно создали свое телевидение. Сначала в форме редакции, а чуть позже – самостоятельной телекомпании “ТВ-Новости”, правопреемником которой и стала “Russia today”, о чем, правда, ее руководство может и не знать.

Учитывая, что идея активно понравилась М. Горбачеву, чья любовь “быть в кадре” хорошо известна, АПНовское телевидение получило весьма приличное финансирование, что позволило закупить самое лучшее по тем временам съемочное и монтажное оборудование, включая прекрасную ПТС.


Но, как поется, “песня совсем не о том”. Сразу же с созданием агентского телевидения начал реализовываться уникальный по своей смелости проект, получивший название “Россия 11”. Тогда еще у нас было одиннадцать часовых поясов, откуда и пошло название. Молодых ребят собрали с территориальных редакций. Это были самые перспективные журналисты, которые, правда, о телевидении не знали ничего. Учились с колес. Но им крупно повезло, так как в новую телекомпанию переманили лучших операторов, звуковиков и режиссеров с Центрального телевидения. И главное – все были одной командой, одержимой казавшейся фантастической идеей вещать на Европу! Программа представляла из себя тележурнал с сюжетами из разных уголков СССР. Ребята исколесили всю страну, побывав даже на Северном полюсе. Но важным на государственном уровне было то, что программа предназначалась не для отечественного, а для европейского телезрителя. Кто самый большой друг России? Конечно, Сильвио Берлускони. Именно с его помощью был заключен договор о сотрудничестве и размещении “России 11” в сетке Super Channel. Мало того, журналистов “России 11” специально пригласили в Италию на стажировку, и они впервые увидели работу европейских коллег. На днях мы вспоминали эти времена с Ариной Шараповой. Да-да! Эта милая и обаятельная наша телеведущая “переступила порог” телемира именно в данной программе. Так вот, Арина в нашем разговоре вспомнила, что журналисты проекта получали сногсшибательное материальное стимулирование. Им платили дополнительно аж 30 долларов в месяц. Причем настоящими зелеными американскими деньгами! Это был супершик! А еще журналисты программы постоянно ездили по СССР с западными телевизионными группами, благо, каждый владел двумя, а то и больше иностранными языками (других в АПН не брали). В результате даже у предвзятых иностранцев на выходе все равно получался позитив!


Программа просуществовала с 1986 года до самой “демократической революции” 1991. Но после нее была закрыта, как, впрочем, и была разрушена мощнейшая информационная машина АПН. Новым властям просто оказалось не нужно или невыгодно заниматься внешнеполитической пропагандой. Для них агентство представлялось лишь “гнездом сотрудников КГБ”, которые под его крышей работали за границей. Про журналистов, причем порой выдающихся, они, очевидно, не слышали.

“Русскому каналу не быть!”

Если вы думаете, что в Интернете можно найти все, то глубоко ошибаетесь. Продолжая эти воспоминания, решил освежить некоторые цифры по еще одному сыгравшему немалую роль в моей телевизионной биографии проекту – “Русскому каналу – всемирному русскому телевидению”. Включил поисковик, а там почти пустота. Лишь несколько злобно-негативных упоминаний. А ведь в свое время вышло немало объективных, даже хвалебных статей. Видно, кому-то было очень нужно, чтобы память о первой реальной попытке полноценного телевещания на Европу была стерта полностью. Чуть позже выскажу свою гипотезу по этому поводу.


Итак, РК-ВРТ – первый российский телевизионный проект, направленный на Западную Европу. Попал в него я неожиданно. Вернулся из очередной длительной загранкомандировки, на сей раз в Аргентину. Родное агентство предстало передо мной некой “частной лавочкой” под вывеской госучреждения. Работать на престиж Отечества за рубежом никто и не помышлял. И тут мне неожиданно позвонил глубоко уважаемый мною старший товарищ и сказал: “Ты все время грезил телевизионным иновещанием. Для тебя есть дело! Новый интересный проект! Пойдешь?” Идея захватила сразу. Полноценный новый канал с лицензиями на вещание во многих городах России, на стадии заключения договор с Intelsat о вещании на Европу. Плюс – уважаемые в телевизионном мире профессионалы и атмосфера преданности идее и какого-то особого товарищества.

Здесь не могу сразу не вспомнить настоящий “мотор” проекта – Валентина Ивановича Хлебникова, увы – ныне покойного. Если бы не его потрясающие знания в вопросах связи и телекоммуникаций, канал вряд ли бы состоялся. На РК-ВРТ пришли и другие знаковые фигуры тогдашнего телемира. Среди них теледива 90-х Нелли Петкова, один из лучших сегодня православных кинорежиссеров Алексей Пищулин и др.


Следует также отметить, что РК-ВРТ был не каким-нибудь “мыльным пузырем”, существовавшим в мечтах создателей и на бумаге, как многие телевизионные проекты того времени. Несколько лет функционировал нормальный дециметровый канал, сразу же поднятый на отечественный спутник системы “Горизонт”! На первом этапе его, правда, можно было смотреть, только имея “тарелку”, но сразу же, до построения собственной сети вещания, начались активные переговоры с местными кабельными операторами о вхождении в их пакеты. Программа передач РК-ВРК публиковалась в печати наравне с крупными каналами. В его штате работало более сотни журналистов, операторов, технических работников. При этом он не был “кинобудкой”, крутившей старые ленты. Существовало собственное производство. Профессиональная команда ежедневно готовила новостные выпуски. Техническая составляющая не уступала творческой. Были на конкурсной основе получены лицензии на вещания более чем в 30 городах, включая Москву, Санкт-Петербург и города-миллионники. Был составлен вполне реалистичный план закупок и установки передатчиков последнего поколения (вообще все оборудование приобреталось “с иголочки”, лучших марок и моделей). На эти цели выделялось значительное финансирование. Начались их поставки. Специалисты по монтажу постоянно находились в разъездах. Подбирали места для установки передатчиков. Излазили вдоль и поперек телецентры и вышки в регионах. Крайне тяжелым и длительным был процесс всякого рода согласований. Прежде всего – в Питере, так как сигнал покрывал часть территории сопредельных стран. Канал разместился в здании прямо напротив Останкинской телебашни. Пошло обустройство помещения, включая создание ньюс-рума и собственных студий для записи ток-шоу и публицистических программ. Интересно, что на башне 5-киловаттный передатчик был установлен не вместе с другими, а на чуть ли не на самой высокой позиции, чтобы за счет сокращения длины фидера повысить качество трансляции. Где помогали старые связи В.И. Хлебникова, а где и просто доброжелательность партнеров, которым идея русского вещания за рубеж явно нравилась. Все делалось высокопрофессионально, с умом и на перспективу. И, что очень важно, с энтузиазмом людей, понимавших, что они взялись за непростое, но очень важное для страны государственное (!) дело.


Канал изначально создавался как частный. Им владела группа компаний “Русское золото”, хозяин которой – А.П. Таранцев – в бизнес-сообществе оценивается неоднозначно, учитывая его проблемы с уголовным кодексом в молодости. Но нельзя забывать, в какой период нашей истории канал создавался. По крайней мере, до этого у Таранцева уже был опыт финансирования съемок первой отечественной мыльной оперы “Кафе “Клубничка” и полнометражного мультфильма “Незнайка на Луне”, для которого песни написал и исполнил Валерий Меладзе, а одну из ролей озвучила Кристина Орбакайте. При этом все это делалось, как впоследствии и финансирование канала, из личных денег А.П. Таранцева, а не на средства, выведенные из госбюджета по хитрым схемам.

Так что в патриотизме Таранцева, по крайней мере, в те годы, я лично не сомневаюсь. Апогеем работы над первым полномасштабным российским каналом для Европы стало подписание в Париже договора о подъеме его сигнала на спутник Intelsat. Французские газеты масштабно освещали это событие. Презентации, пресс-конференции, постоянные интервью. Сам видел заголовки типа “Русские идут”, но с самым доброжелательным подтекстом. Все ощущали себя первооткрывателями. Французы радовались вместе с нами, считали, что это прорыв новой России в Европу! Правда, партнеров несколько удивило число “делегатов” из Москвы. Нас прилетело больше пятнадцати человек. Но дела в то время у “Русского золота” шли успешно, и “размах русской души” соответствовал значимости момента.


Надо учитывать, что сама идея русского телеиновещания получила поддержку у высоких чиновников Федеральной службы теле- и радиовещания и Министерства связи, причем, извините, без откатов и подарков. Сильна была в их руководителях еще советская привычка Родину любить.

Однако после парижского турне мы неожиданно почувствовали, что над каналом сгущаются тучи. У компании-владельца начались коммерческие неурядицы. Как гром среди ясного неба, развернулась агрессивная атака на ее хозяина в информационных выпусках НТВ. Причем коллеги не гнушались откровенными передергиваниями фактов и приступами разгулявшейся (не без стимулирования) фантазии. Из США, где Таранцева под надуманным предлогом некоторое время держали под домашним арестом, вернулся совсем другой человек. Американцы, кстати, его потом полностью оправдали и извинились. Но, как в народе говорится, “ложки нашлись, но осадок остался”.

Сразу же прекратился процесс закупки и установки передатчиков для российских городов. Начались сложности с московским передатчиком. Финансирование канала из обильного водопада превратилось в тонкую струйку из водопроводного крана. Народ стал активно увольняться. Оставались лишь те, кому просто пока некуда было уйти. Очень скоро денег не стало вообще, следствием чего стал отзыв лицензии на вещание в российских городах (“по причине значительных задержек с их освоением”). Канал пытались продать, но в условиях выхода страны из очередного кризиса покупателя не нашли. Сделав последний глубокий вздох, РК-ВРТ почил в бозе.

Что же случилось? Я склоняюсь к версии, неоднократно озвученной компетентными специалистами телеиндустрии. Таранцев, войдя первым на европейский телерынок, своими действиями перешел дорогу активно развивавшемуся тогда телебизнесу Владимира Гусинского. А если добавить к этому мировоззрение владельца “Русского золота”, которое я бы назвал простодушно-православно-патриотическим, то пасьянс легко складывается. Гусинский поставил ультиматум: или уходишь с телерынка, или каюк всему твоему бизнесу. Пришлось отступить. Русскому телеканалу было приказано самоликвидироваться. Он это и сделал…

Эпилог

Я портил зрение перед монитором несколько ночей не для того, чтобы упрекнуть сегодняшних молодых коллег в забывчивости или нежелании иногда обернуться назад и сказать слова благодарности предшественникам. В конце концов, все течет, все изменяется, и надо больше смотреть в будущее и просто честно делать свое дело, столь важное для России. Просто мне почему-то вспомнились слова Михайло Ломоносова: “Ничто не возникает из ничего и не исчезнет бесследно”. Мне кажется, что первый российский научный гений был, как всегда, прав!

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2015
Посещений: 7416


  Автор
Игорь Елеференко

Игорь Елеференко

Заместитель генерального директора телерадиокомпании “Звезда”

Всего статей:  1

В рубрику "Машина времени" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций