Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В новую пятилетку - с цифровым качеством

В рубрику "ВС-клуб" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

В новую пятилетку - с цифровым качеством

В этом году нашему журналу "Broadcasting. Телевидение и радиовещание исполнилось пять лет. Все это время мы в тесном сотрудничестве с вами, уважаемые читатели - профессионалы электронных СМИ, старались делать издание полезное и нужное.

Пять лет - срок небольшой, но за это время в телерадиовещательной отрасли произошло немало событий, принципиально важных для дальнейшего развития индустрии в целом и отдельных компаний в частности.

Юбилей профессионального издания - прежде всего повод проанализировать произошедшие изменения. Поэтому накануне выпуска седьмого номера журнала, приуроченного к его пятилетию, мы обратились к топ-менеджерам ведущих компаний отрасли с вопросом:

  • Какое событие (продукт, технология), произошедшее (появившийся) в мире в течение последних пяти лет, стало принципиально важным для дальнейшего развития телерадиовещательной отрасли и вашего бизнеса?

Ответы были самыми разными, порой очевидными, иногда парадоксальными, но в целом "юбилейная" подборка мнений достаточно полно характеризует телерадиовещательную отрасль на нынешнем этапе развития. Надеемся, что знакомство с сегодняшней публикацией будет интересным и полезным для вас, уважаемые читатели, ведь выбор эффективного пути дальнейшего развития возможен только при условии анализа предыдущего опыта. Всех, кто заинтересован в продолжении начатого обсуждения, приглашаем на сайт нашего журнала: www.bc.groteck.ru

ТВ начинает и...

Хотелось бы сказать о двух основных тенденциях, которые наметились в последние годы и стали, как мне кажется, принципиально важными для развития телерадиовещательной отрасли помимо давно идущего перехода на цифровое вещание (DVB и DAB) и безленточные производственные и вещательные технологии.

Первая - это формирование устойчивого спроса на технологии и системы телевидения высокой четкости, включая электронный кинематограф.

Вторая - интенсивное развитие сетевых информационных технологий и их тесная интеграция с телевидением, создающая возможность для передачи видеопрограмм высокого качества (в том числе ТВЧ) по IP-сетям и появление нового поколения объектно-ориентированных интерактивных систем "видео по запросу".

Несмотря на известные предсказания о скорой кончине телевидения в результате его вытеснения так называемыми новыми информационными технологиями, я считаю, что в России, в силу ее административно-территориальных и экономических особенностей, традиционному телевидению придется уживаться, соседствовать и тесно взаимодействовать с новыми информационными технологиями достаточно продолжительное время.

Но, безусловно, прослеживается общая тенденция, заключающаяся в том, что роль телевидения в его традиционном понимании будет постепенно уменьшаться, уступая свои позиции технологически более эффективным и экономически более выгодным новым информационным технологиям.

Директор МТЦ "Студия-Сервис"
Лев Кузнецов


Информационные технологии становятся реальностью

По моему мнению, главное, что сегодня революционно влияет на развитие телерадио-индустрии, - это ставшие за последние годы экономически доступными многократно возросшие возможности хранения больших объемов медиа-информации в цифровом виде и возросшие пропускные способности каналов передачи медиаданных (сетей). Информационные технологии (IT) становятся реальностью.

Современные возможности IT опередили потребности РВ и начинают реально влиять на ТВ.

Потребности для производства РВ- и ТВ-программ конечны. Радиостанция не произведет программ больше чем на 24 часа в сутки (при потоке 256 кбит/с это составляет приблизительно около 3 Гбайт/сутки). Даже если для производства программ потребуется переработать горы "руды" (чернового материала в 3-5 раз больше), то все равно необходимая емкость хранилища составляет 9-15 Гбайт. Потребности архива тоже вполне укладываются в современные возможности хранения с быстрым доступом. Сеть с пропускной способностью 100 Мбит/с позволяет организовать работу десятков рабочих станций в системе радиокомплекса.

Нижний предел качества в телевидении - 6 Мбит/с, то есть по сравнению с потоком, необходимым для радио, в 23 раза больше. Соответственно для оперативной работы телекомплекса (трехсуточного хранения материала) необходимо около 1 Терабайт хранилища. Это реальные цифры сегодняшнего дня. Сети с пропускной способностью 1 Гбит/с и более сейчас не редкость.

Сегодня телевидение находится на той стадии развития, на которой радио было пять лет назад. Самое главное, что предстоит осознать интеграторам и производителям ТВ, - это то, что 1Т-технология представляет собой совершенно иной способ производства, при котором очень тяжело, а иногда невозможно найти аналогии с привычным и традиционным "последовательным" производством. Возможность (необходимость) работы с метаданными, качественно возросший объем доступной информации, неограниченный доступ к материалу одновременно большого количества людей для его редактирования на любом этапе производства - все это отличительные особенности 1Т-технологий. Все эти новые качества при кажущейся своей простоте вносят хаос в традиционное, регламентированное производство телепрограммы.

Кто из интеграторов найдет верные пути для эволюционных внедрений IT-технологий на телевидении без кадровых потрясений и экономических крахов, тот и будет "на коне". Здесь очень важен опыт использования IT-технологий в радиовещании, так как в этой отрасли данный путь уже пройден.

Генеральный директор компании "Трактъ"
Константин Правоторхов

Отвечая потребностям рынка

Телерадиовещание - очень динамично развивающаяся отрасль. Новые разработки в оцифровывании информации оказывают свое влияние на производство программ, фильмов, трансляцию и ужесточают их отбор зрителями. Это способствует более творческому подходу к созданию программ (например, использованию технологий компьютерных игр, показу целевой рекламы, дальнейшей фрагментации аудитории и т.д.).

Все вышесказанное возможно только при наличии современного оборудования, в том числе для съемки видео и кино.

В последние годы внедрен ряд уникальных идей в конструкцию вещательных и профессиональных объективов. Например, использование цифровой технологии сделало управление объективом более прецизионным и персонализированным, а также обеспечило интерфейс с другими цифровыми устройствами. Создание оптической системы с Х-элементом позволило достичь еще более высоких оптических характеристик в объективах меньших размеров и массы.

Использование в студиях портативных камер телевидения высокой четкости развивается быстрыми темпами. На рынке появился совершенно новый тип объектива -студийный боксовый объектив, дающий качество изображения, превышающее качество любого портативного объектива как для HDTV, так и для SDTV.

Развитие электронной кинематографии высокого разрешения привело к созданию революционного анамор-фного преобразователя для формата изображения 2/3" HDTV, позволяющего записать без потери разрешения размер Cinemascope (2.35:1) камерой HD-EC.

Новые, идеально сбалансированные панорамные головки с возможностью компенсации эффекта земного притяжения позволяют оператору не чувствовать вес камеры и сосредоточиться только на съемке.

Помимо новой тонкопленочной технологии, используемой в последние годы в головках съемочной техники ТЖК, создан новый механизм балансировки головок камер грузоподъемностью до 90 кг, а также новая головка с ускорением в 4,5 раза для съемок скоростных видов спорта и документальных фильмов.

Таким образом, сегодня в нашей отрасли применяется все больше разнообразной операторской техники, отвечающей потребностям динамичного развития телевидения.

Представитель в СНГ и Балтике Vinten, Canon, Egripment
Лилия Ван Бинен-Фартукова


Усиление позиций государства на рынке СМИ тревожит

Среди тенденций развития телерадиовещания в России я бы выделил две важнейшие. Одна из них, на мой взгляд, положительна; другую же я склонен оценивать со знаком минус.

Отрицательно я оцениваю увеличение доли государственного присутствия в теле- и радиовещании. Эта доля сегодня составляет 50% от числа всех федеральных и региональных российских ТРК и 70% от совокупного объема рекламного рынка, что меня очень тревожит и что, по-моему, не является признаком цивилизованного развития этой индустрии. Надеюсь, что это временное явление.

Тенденция, которая меня радует, - внедрение цифровых технологий в теле- и радиовещании. Одно из важных событий в этой сфере - это, безусловно, принятие в России общеевропейского стандарта DVB. Таким образом, внедрение цифрового вещания на государственном уровне признано приоритетным направлением развития отрасли.

Президент HAT
Эдуард Сагалаев


В сжатые сроки, с экономическим эффектом

Принципиально важным событием для телерадиовещательной отрасли России в общем и для бизнеса НТЦ "Космос" в частности, стало создание Указом Президента России за № 1031 от 13.08.2001 г. ФГУП "Российские телевизионные и радиовещательные сети" (РТРС). Появление столь крупной компании, на балансе которой находится подавляющее большинство ТВ- и РВ-передатчиков, вещающих на Россию, явилось серьезным, если не определяющим фактором дальнейшего развития отрасли государственного телерадиовещания.

После окончательного формирования ФГУП "РТРС" стало проводить на рынке российских телекоммуникаций достаточно активную политику, начав свою деятельность с модернизации приемной спутниковой сети. Перевод российских государственных телеканалов на цифровое спутниковое вещание в стандарте DVB-S планировался различными государственными и коммерческими организациями и ранее. Однако лишь генеральный директор ФГУП "РТРС" Г.И. Скляр смог довести этот процесс до начала реализации конкретных работ. Несмотря на катастрофическое отсутствие бюджетных средств, выделяемых на эти цели, в РТРС смогли выполнить данные работы в основных регионах страны в короткие сроки.

НТЦ "Космос" удалось стать одним из основных исполнителей ФГУП "РТРС" при осуществлении этой эпохальной для российского телевидения задачи. Следует подчеркнуть, что появление в РТРС сильной и слаженной команды квалифицированных менеджеров высокого уровня позволило найти нетривиальные экономические пути решения поставленной задачи, а участие в реализации специалистов всех филиалов ФГУП "РТРС" в различных областях России, сделало возможным осуществить эту работу в сжатые сроки и с высоким экономическим эффектом.

Если бы все задачи, стоящие перед нашим государством в области телекоммуникаций, решались столь квалифицированно, как задача перевода сети распределения государственных телерадиоканалов на цифровой стандарт, то о половине проблем можно было бы забыть уже в ближайшие годы.

Следует также отметить, что решением данной задачи ФГУП "РТРС" не собирается завершать работы по проблеме широкомасштабной модернизации российской сети эфирного телерадиовещания. Еще более грандиозные планы прорабатываются менеджерами и техническими специалистами РТРС по созданию в России современной по мировым меркам сети распространения государственных теле- и радиоканалов с предоставлением потребителям принципиально новых возможностей, в том числе получение большого количества контента дополнительных коммерческих телерадиоканалов, а также качественно новых способов доставки их до потребителей.

Если в ближайшие годы ФГУП "РТРС" удастся реализовать хотя бы часть намеченных планов, то российская отрасль телекоммуникаций сможет достойно войти в число полноправных членов европейского рынка связи.

ВГТРК располагает всеми техническими средствами для работы в стерео-режиме. Проблема заключается только в раздаче стереосигнала.

На территории России действуют момонофонические передатчики, в которых имеется только одна моделирующая частота. Поэтому сегодня актуален вопрос переключения в стереоре-жим большого количества передатчиков, работающих в сети распространения. Однако для этого требуется государственное решение по поводу принятия стереосигнала.

К тому же в России до сих пор не принят стандарт ТВ-вещания в стереорежи-ме. В этом направлении ведется большая работа, и уже по поводу введения стандарта стереофонического звукового сопровождения телевидения будет принято. Скорее всего, это будет стандарт NICAM. И тогда программы, которые мы сейчас вещаем в моно, будут переключены на вещание в стереорежиме (если, конечно, они изначально создавались в этом формате).

Практически вся техника, установленная в региональных ГТРК (магнитофоны, нелинейные монтажные станции и др.), имеет стереорежим по умолчанию. Вопрос только в том, задействован ли он в работе.

Главное ограничение здесь опять-таки в сети распространения.

FM-вещание сегодня практически везде осуществляется в стереорежиме. К сожалению, компании "Радио России", "Маяк" имеют старую сеть распространения, которая рассчитана в основном на моновещание. Поэтому для того, чтобы перевести в стереорежим вещание государственных радиостанций, нужны финансовые вложения, которые будут найдены только при условии принятия решения по стандарту стереофонического вещания на государственном уровне.

Генеральный директор ОАО НТЦ "Космос"
Александр Самойлов


IP-вещание стимулирует развитие сетей

Одним из основных направлений деятельности нашей компании является цифровое телерадиовещание, поэтому для нас актуальны события, связанные именно с цифровы ми технологиями. А цифровые технологии в целом и цифровые технологии обработки и передачи аудио-, видеоинформации в частности развиваются очень динамично, и то, что было актуально пять лет назад, сегодня уже устарело. Поэтому, на мой взгляд, правильно будет говорить о сроке актуальности поставленного вопроса не более чем в два года.

За это время произошли два важных события. Событием мирового масштаба я бы назвал создание новых технологий "упаковки" видеосигнала в IP-пакеты и появление на рынке оборудования, позволяющего осуществить передачу видеосигнала, организовать телевизионное вещание в информационных IP-сетях. Причем оборудования как профессионального, так и бытового уровня.

Эти технологии способствуют развитию мультисервисных сетей, которые в будущем, по мнению отечественных и зарубежных специалистов, заменят собой простое телерадиовещание. Мы видим большой интерес к таким сетям и технологиям 1Р-видеостриммин-га со стороны наших клиентов. Сегодня, даже с использованием существующей, не развитой в масштабах России инфраструктуры информационных сетей, можно организовать IP-вещание как в масштабах города, так и области или края. При этом IP-вещание, о котором мы говорим, - это не Интернет-вещание, а передача полноценного ТВ-сигнала в формате MPEG-2. Качество такого сигнала соизмеримо, а иногда и лучше, чем при эфирной трансляции. И самое интересное - что технологии IP-видеостримминга стимулируют развитие информационных сетей.

Среди событий российского масштаба следует отметить принятие решения о переходе в России на систему цифрового телевещания стандарта DVB-T. Но об активном развитии наземного цифрового вещания можно будет говорить года через два, поскольку еще нет согласованного частотного плана.

Генеральный директор компании Syrus Systems
Игорь Соколов


Доступность цифровых технологий

При очевидной необходимости перехода в дальнейшем на цифровое вещание, на мой взгляд, важное значение в развитии телерадиовещательной отрасли в России имеет появившаяся в последние годы доступность для широкого круга вещателей относительно недорогих цифровых и аналоговых технологий формирования и доставки программ потребителю. Это стало возможным благодаря появлению на рынке отечественного оборудования, по качеству сопоставимого с лучшими зарубежными образцами и созданного на основе новейшей элементной базы лучших мировых производителей.

Последние пять лет характеризовались появлением в мире недорогих высокоинтегрированных микросхем для обработки видео- и звуковых сигналов. Их использование позволило отечественным разработчикам, с учетом уже накопленного опыта и теоретических знаний, создать высокотехнологичную и конкурентоспособную продукцию. Это дало толчок развитию отечественных производителей вещательного оборудования - определились авторитетные фирмы, выпускающие качественное студийное, кана-лообразующее и радиопередающее оборудование.

Генеральный директор ЗАО "Радиан"
Альбертас Гумбинас


Не с целью экономической эффективности

Важным моментом в радиовещании последних пяти лет стало выстраивание вертикали власти в области услуг связи и появление здесь монополиста - РТРС. Не могу сказать, насколько это было эффективно с технологической точки зрения, но с точки зрения финансовой монополия приводит к росту цен. Именно это и произошло.

На мой взгляд, монополия непродуктивна в любой экономической отрасли, и если она все-таки создается, то явно не с целью увеличения экономической эффективности. Это очень важный момент.

Сегодня происходит рост цен на лицензии, ужесточается конкуренция в сфере получения FM-частот. Насколько это эффективно в условиях потрясающего многообразия способов доставки радиосигнала, которые предоставляют нам новые технологии? Все больше и больше людей задается этим вопросом.

И, наконец, самым большим разочарованием для меня стал следующий факт. Несмотря на то что государство задекларировало свой уход из радиовещательного бизнеса, его позиции, напротив, были усилены: в эфире появились новые радиостанции, финансируемые из госбюджета. Однако государство никогда не было бизнес-ориентированным собственником, эффективным управленцем, поэтому его позиции на радиовещательном рынке были усилены явно не по экономическим причинам...

Генеральный директор радиостанций "Эхо Москвы" и "Арсенал"
Юрий Федутинов


Поворотный пункт в развитии отрасли

Основное содержание перемен в технической составляющей телерадиовещания и производства программного продукта - это расширение применения компьютерных (IT) технологий. Стремительно развиваются альтернативные эфирному и спутниковому вещанию (broadcasting) экономичные пути доставки телевизионных программ, такие, как вещание через Интернет (webcasting) и через мобильные спутниковые системы (mediacasting). Возросшие с появлением больших (LCD и плазменных) экранов требования потребителя к высокому качеству принимаемого сигнала наталкиваются на ограничения в пропускной способности каналов.

Ведущие производители оборудования и крупнейшие вещательные корпорации заинтересованы в появлении новых технологий кодирования и сохранения в цифровом (файловом!) формате видео- и аудиоинформации, которые отвечали бы требованиям как сегодняшнего, так и завтрашнего дня. Технологии эти должны быть универсальными, совместимыми и стандартизированными.

Два главных отраслевых международных форума вырабатывают стандарты для будущего телевидения: Pro-MPEG Forum и ассоциация AAF. И специалисты нашей фирмы принимают активное участие в работе этих организаций. В течение последних пяти лет в рамках Pro-MPEG Forum фирма Snell & Wilcox играла ключевую роль в разработке спецификации MXF. Стандарт MXF был принят SMPTE в январе 2004 года (документы за № 377-390, опубликованы в марте 2004 года).

Именно это событие -принятие файлового международного стандарта для записи, передачи и хранения аудиовизуальной информации - на мой взгляд, является тем поворотным пунктом, который и определит развитие отрасли на ближайшие годы.

Совместимость с MXF становится главным критерием, на основании которого происходит выбор оборудования для дальнейшего технического перевооружения ведущих вещательных корпораций, в том числе Би-би-си.

Не случайно на выставке IBC04 программные продукты MXF Desktop и MXF Express были удостоены престижной международной премии Peter Wayne Award, которую вручают только одному, наиболее технологичному продукту. Данное программное обеспечение каждый заинтересованный специалист может получить у нас совершенно бесплатно для разработки собственных устройств или приложений для работы в среде MXF.

Если MXF - это стандарт, список правил, по которым видео- и аудиосигнал превращается в файл, то устройства Ingest и Comet - новые изделия для вещателей и производителей программного продукта, обеспечивающие этот процесс превращения. С этими изделиями мы связываем наши надежды на дальнейшее финансовое процветание, однако же их описание не является предметом настоящего сообщения.

Региональный директор Snell & Wilcox no Восточной Европе и СНГ,
генеральный директор московского отделения компании Snell & Wilcox
Екатерина Петухова


Российские производители готовы помочь ФГУП "РТРС"

На мой взгляд, за последнее время произошло два знаковых события.

Во-первых, в стране появилось наземное цифровое телевидение. Россия оказалась в данном направлении впереди многих стран мира. И это не случайно. Цифровое телевидение -одна из тех редких областей, которой правительство оказало организационную и финансовую поддержку. Наше предприятие приняло участие в этой работе как изготовитель первых в России цифровых передатчиков и разработчик государственного стандарта. Будущее наземного цифрового эфирного телевидения как важнейшего сегмента рынка мультимедийных услуг не вызывает сомнений.

Вторым важным событием последних пяти лет считаю появление ФГУП "РТРС". Впервые образовалось отдельное предприятие, объединившее подавляющее большинство радиотелевизионных передающих центров. Не секрет, что многие из них находятся в очень тяжелом положении и осуществляют государственное телерадиовещание на изношенном оборудовании. Задача РТРС - в корне изменить существующее положение и сделать отрасль процветающей. Не все пока получается. Пользуясь случаем, еще раз заверяю, что российские производители передающего телерадиовещательного оборудования готовы помочь ФГУП "РТРС" решить стоящие перед ним задачи.

Исполнительный директор ЗАО "МАРТ"
Виктор Модель


Можно говорить о технологической революции

Ввиду огромных изменений в вещательных технологиях, произошедших за последнее десятилетие, нелегко выделить какие-то определенные события или продукцию как наиболее важные для нашей отрасли. Если взять за точку отсчета "традиционную" аналоговую технологию на базе ленты, которая использовалась в течение многих лет, развитие было все же достаточно поступательным, эволюционным. Конечно, в определенном смысле можно говорить о технологической революции, понимая под этим исчезновение старых технологий и процедур и появление вместо них совершенно новых технологий.

Учитывая вышеуказанные аспекты, мы, безусловно, обнаружим ряд интересных тенденций и технологий. Не расставляя приоритетов, я бы в первую очередь назвал следующие из них.

  • Быстрое развитие серверных технологий для хранения,захвата(ввода) и воспроизведения в эфир аудио-, видеоконтента. Также просматривается явная тенденция к автоматизации работы в эфире -"автоматизация вещания". Следует подчеркнуть, что подобные системы за последние пять лет стали доступными не только большим (или богатым) вещательным компаниям, но и малобюджетным (с "тощим кошельком").
  • Дальнейшее развитие безленточных технологий в видеожурналистике и студийном производстве. Почти все производители съемочного оборудования предлагают безленточную запись на альтернативные носители. Однако не все эти технологии могут быть легко интегрированы в существующие монтажные системы. Разработка безленточных форматов продолжается, но уже можно сказать, что традиционный видеомагнитофон производственной цепи.
  • Наблюдается все более широкое внедрение комплексных сетевых систем, поддерживаемых мощными программными средствами.
  • Очень динамичное развитие систем нелинейного монтажа, которые сегодня почти полностью вытеснили классический линейный монтаж. Такое доминирующее положение NLE-систем неразрывно связано с появлением интеллектуального и интуитивного ПО, что привело к существенному снижению цен и реальной "демократизации" внедрения данных систем. Современное видеопроизводство на базе компьютера мне кажется одним из технических чудес.
  • Проникновение и частью уже доминирование профессиональных DV-форматов в видеожурналистике и студийном производстве.

Для нас, системных интеграторов, большинство этих тенденций имеет одну общую черту: более высокое качество при меньших финансовых затратах. Это наилучшие аргументы для пользователя.

Управляющий директор HLS Medientechnik
Хайнц-Людвиг Шудт


Цифровое видео поставило всех в равные условия

Среди разнообразия оборудования и технологических разработок, внедренных в эксплуатацию за последние пять лет, считаю наиболее важными и интересными технологию COFDM и решения для ТВЧ.

Технология COFDM, активно применяющаяся в данный момент рядом вещательных телекомпаний России, принципиально изменила организацию внестудийного вещания и, в частности, оперативного сбора и трансляции новостей. Основная особенность организации линий связи с использованием оборудования COFDM - решение проблемы необходимости прямой видимости. Для таких сложных по рельефу и застройке городов, как Москва, COFDM является панацеей от многих технических и организационных проблем.

Телевидение высокой четкости получило самое широкое распространение, и оборудование ТВЧ используется сегодня в производстве наравне с оборудованием DVCAM и Digital Betacam. Производители видеооборудования внедрили "версию высокой четкости" для формата DV, а компьютерщики увеличивают вычислительные мощности рабочих станций. Фактически в настоящий момент уже не существует ограничения на качество производимой продукции, вызванного малым бюджетом компании. Цифровое видео поставило всех в равные условия, и дело теперь только за умением грамотно пользоваться оборудованием и, конечно же, обладать талантом.

Компания Sintex в этом году так же как и журнал "Broadcasting", отмечает свое пятилетие. Для компании эти годы были насыщены событиями и проектами, и нам есть что вспомнить. Одним из основных направлений работы для нас сегодня является ТВЧ. Несколько наших проектов были связаны с этой технологией, и мы возлагаем на нее большие надежды.

И, конечно, важным событием прошедших пяти лет для нас является знакомство и успешное сотрудничество с редакцией журнала "Broadcasting". Выход пять лет назад первого номера журнала искренне считаю одним из наиболее значимых событий в нашей индустрии.

Директор компании Sintex
Сергей Карпов


Пока не грянул гром

Самое важное событие последних лет - это принятие решения о переходе на европейскую систему цифрового телевизионного вещания DVB в России. Принятие этого решения тем более важно, что без него нельзя было распределять частоты.

К сожалению, у нас в России испокон веков пока гром не грянет, мужик не перекрестится. А на этот раз успели перекреститься до грома и стандарт приняли.

Советник ЮНЕСКО
Генрих Юшкявичюс


Крот технологий роет незаметно

Вопрос журнала о событии или технологии, ставших важными для дальнейшего развития отрасли телерадиовещания, настраивает человека нетехнократического на сугубо философский лад. И боюсь что конкретного ответа у меня не получится. Хотя, как знать...

Для меня важно то, что таких событий не было, не произошло. Крот технологий роет незаметно.

Человечество свирепеет в своих перспективных безумствах. Все гениальные произведения последнего времени, в том числе и в области телевещания, как не странно - это всегда еще один шажок к нивелированию человека и человечества. Перспектива всемирного быдла не очевидна, но вероятна.

А человек - штучная работа Господа.

Телевидение - это искусство, и тоже ручная, штучная работа. На моей памяти сменился уже добрый десяток разных форматов. Однако улучшившаяся жизнь телепроизводства главным оставляет Мастера, профессионала. Конечный результат зависит от него. И даже самая современная техника убогость творца не поправит.

Мы у себя в провинциальной Тюмени делаем добротное традиционное телевидение. Возьму смелость добавить - доброе. Потому что большая часть нашей аудитории привержена именно такому традиционному телевзгляду на мир.

Безусловно, мы стараемся использовать совершенствующиеся технологии. Однако, не пытаясь выглядеть суперсовременным и продвинутым, скажу, что все надежды не на прогресс, а на традицию.

Поздравляю ваш замечательный и всеми читаемый журнал с первой рабочей пятилеткой!

Президент ГТРК "Регион-Тюмень"
Анатолий Омельчук


ТВ становится инвестиционно привлекательным

Это был очень плотный по насыщенности событиями период. Трудно выделить что-то одно. Если искать общий знаменатель, то можно сказать, что в эту "пятилетку" телевизионный мир начал активно пожинать плоды цифровой революции конца прошлого века. То, о чем в 1999 году многие телекомпании не смели и мечтать, сегодня стало доступным, реальным, действующим.

Российские ТРК стремительно обрастают системами автоматизации эфира, передвижными телевизионными станциями, news room, системами Fly-away. А кино... Кто поверил бы пять лет назад в "засилье" русских сериалов? Приятно сознавать, что нашей компании удается держаться на гребне волны, предлагая заказчикам востребованные инструменты вещания, создания контента и др.

Есть еще один глубинный процесс. ТВ медленно, со скрипом, но становится инвестиционно привлекательным не столько в политическом, сколько в коммерческом и социальном аспекте. Тут как в профессиональном спорте - мы наблюдаем на экране конкуренцию не команд, а инвестиций, не политтехнологий, а менеджмента. Пока это не всегда красиво выглядит, но в целом я воспринимаю это как движение к норме. Оснащение ТВ-системами все большего числа спортивных сооружений, мода на реалити-шоу - тоже различные воплощения данной тенденции. ТВ в цифровую эру становится нашим "соседом", пронизывает все поры социальной инфраструктуры. И это очень сильно его меняет. Не знаю, заметно ли это изнутри, а извне - очень заметно.

Многие наши постоянные партнеры превратились за эти годы из "технических центров формирования и доставки сигнала" в узловые объекты коммерческой и социальной инфраструктуры своего региона. Мы рады, что оказались причастными к их экономическому успеху. Хотя это связано и с ростом ответственности: все чаще заказчик ставит перед нами не технологические, а финансово-экономические задачи. В проектировании на первый план выдвигается требование точно просчитанной эффективности комплекса. А комплексы становятся все более сложными и многофункциональными. Уже разработаны студии, в которых можно снимать, компоновать, монтировать как ТВ-программы, так и полноценные художественные фильмы. Востребованы они в большей степени "киношниками", составляющими все более активную конкуренцию традиционным производителям ТВ-программ.

Темпы и объемы инноваций на вещательном рынке впечатляют. Хотя иногда приходит ностальгия по "старому доброму" ТВ, и, судя по числу повторов, не ко мне одному.

Заместитель генерального директора "Корпорации D&K"
Эльдар Калмыков


Стратегия и тактика

С точки зрения стратегической, говоря об интересах отрасли в целом, считаю, что одним из важнейших итогов минувшего пятилетия, определяющим перспективы развития отечественного телерадиовещания на долгие годы, является распоряжение 706-Р от 25 мая 2004 г. Правительства РФ о переходе России на европейскую систему цифрового телевизионного вещания DVB. Причем я уверен, что с подобной оценкой согласятся многие специалисты.

Выход в свет указанного документа дает определенные гарантии как отечественным, так и зарубежным инвесторам, решившим вложить капитал в цифровое телерадиовещание нашей страны. В свою очередь, приток финансовых средств, как свидетельствует, к примеру, опыт внедрения систем сотовой связи в России, будет стимулировать развитие инновационных процессов в телерадиовещательном комплексе государства.

Представляется, что немалую роль в ускорении этих процессов, широком внедрении цифровых технологий способны сыграть различные профессиональные отраслевые объединения (союзы, ассоциации). В связи с этим полагаю, что на тактическом уровне для бизнеса той организации, которую я представляю, важнейшим событием за минувшие 5 лет стало образование Ассоциации "Бродкаст Арсенал XXI век". Сегодня в нее входят 10 российских компаний. По мнению руководства этих компаний, объединение усилий разнопрофильных организаций в рамках Ассоциации для решения широкого спектра задач, реализации смелых и масштабных проектов выгодно всем ее членам.

Наконец, говоря о самом важном для перспектив развития отрасли продукте, не могу не сказать о появившемся серийном изделии - возбудителе нового поколения для ТВ-передатчиков, позволяющем обеспечивать вещание как в аналоговом, так и в цифровом режимах, при этом достаточно простом в эксплуатации. Думается, что подобное изделие появилось вовремя и будет востребовано на этапе совместного существования аналогового и цифрового телерадиовещания.

Генеральный директор ЗАО "Бродкаст Арсенал XXI век"
Василий Удалов


Доступно буквально каждому

Важным событием для отрасли является стремительное развитие цифрового телевидения (цифровой обработки видеосигнала). Данное событие произвело революцию прежде всего в съемочном процессе. Отразилось оно и на вспомогательной операторской съемочной технике. В частности, уменьшение веса видео- и телевизионных камер привело к изменению характеристик операторских кранов, тележек и других вспомогательных изделий. Все виды оборудования для кино- и видеопроизводства становятся легкими, мобильными и оперативными при развертывании как на площадке, так и при индивидуальной съемке. То, что раньше было доступно только солидным студиям, становится доступным буквально каждому, кто увлекается съемкой.

Директор ЗАО "Пультекс"
Михаил Копейкин


Определен вектор дальнейшего развития

Прежде всего, на правах "старшего товарища" (компании I.S.P.A. в 2004 году исполнилось 15 лет) хочу поблагодарить журнал "Broadcasting" за сотрудничество.

Невозможно представить себе формирование информационной оболочки Земли без телерадиовещания. Начало этому глобальному и многоуровневому процессу было положено не у нас, однако наша страна волей или неволей оказывает на него влияние.

Вопрос - какое влияние? Участвовать или не участвовать, тормозить или, наоборот, ускорять движение?

Будучи "старожилами" российской телерадиовещательной отрасли, наша компания сориентировалась раньше других. Поняв, что простое перебрасывание "железок" из одного региона в другой - занятие, может быть, и прибыльное, но бесперспективное, мы стали выстраивать взаимоотношения с партнерами, активно продвигать технологии для создания, хранения и передачи информации, а также инвестировать средства в собственные разработки.

Направление оказалось верным. После кризиса 1998 года это поняли многие, тогда же был определен вектор дальнейшего развития телерадиовещательной отрасли. Процесс пошел, и его уже не остановить - помните, как тот первый в России паровоз...

Сегодня востребованы качественные источники специализированной информации; профессиональные форумы, открытые для всех участников рынка, заинтересованных в решении конкретных творческих и технологических задач; стали приоритетными направления, сотрудничество по которым способствует эффективному развитию отрасли в целом.

И в этом ключе сегодня важен систематизированный интеллектуальный и практический опыт, наработанный специалистами отечественных компаний.

Вот этот переход к установлению сбалансированных, цивилизованных взаимоотношений в индустрии я считаю принципиально важным событием последней пятилетки.

Президент группы компаний I.S.P.A.
Андрей Кочуков


В России должно быть налажено производство оборудования для цифрового вещания

Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что будущее телерадиовещания принадлежит цифровым технологиям. Принципиально важным моментом здесь является интеграция на единой цифровой платформе технологий кинематографа, фотографии, радиовещания, телевидения, шоу-бизнеса, что позволит демонстрировать премьеры наиболее интересных и актуальных проектов одновременно по всему миру с помощью средств телекоммуникаций.

В мире сформировано две платформы цифровых технологий:

  1. DVB, DAB, DRM (Европа);
  2. ATSC (Dolby AC-3), США.

Наконец-то решением Правительства РФ от 25 мая 2004 г. № 706-р был сделан выбор в пользу формата DVB (а значит, и DAB, и DRM). Здесь важно отметить, что форматы DAB и DRM не конкурируют, а взаимно дополняют друг друга.

Необходимо как можно быстрее на государственном уровне принять стандарты для цифрового телевидения и радиовещания. Для этого достаточно грамотно перевести на русский язык соответствующие международные стандарты и принять их в общенациональном масштабе.

В России значительное число фирм занимается системной интеграцией аппаратно-студийных комплексов телерадиовещания, построенных полностью по цифровой технологии - вполне современных, тщательно продуманных, предназначенных для решения конкретных информационных задач. К сожалению, эти инсталляции выполняются с использованием зарубежного оборудования. Существует лишь одна ниша, в которой российские компании успешно конкурируют с зарубежными. Я имею в виду системы и аппаратно-программные средства для автоматизации технологических процессов подготовки и выдачи программ в эфир, систем оформления телевизионного и радиоэфира. Решения, предлагаемые отечественными фирмами, зачастую оказываются предпочтительными как с точки зрения реализуемых функций, так и с точки зрения надежности и сервиса.

В России разработано и серийно выпускается цифровое каналообразую-щее оборудование стандартов MPEG-1 ISO/IEC 11172-3 и MPEG-2 ISO/IEC 13818-3. Оно полностью совместимо с зарубежными образцами, удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к данной аппаратуре ITU-R, имеет стандартные интерфейсы для подключения и управления режимами работы. Более того, это оборудование широко используется в сети доставки программ телерадиовещания к региональным передающим станциям, что делает возможным построение распределительной сети нового поколения на отечественном цифровом оборудовании европейского уровня.

В России освоен и выпуск цифровых передатчиков для телевизионного вещания стандарта DVB-T. В ряде городов нашей страны осуществляется цифровое телевизионное вещание в формате DVB-T. Несколько сложнее обстоит дело с производством передающего оборудования форматов DAB и DRM. Основной проблемой здесь является освоение в России серийного производства модуляторов COFDM/QPSK (система DAB) и COFDM/QAM (для системы DRM).

Что же касается приемной аппаратуры цифрового радиовещания и телевидения, то, безусловно, ее производство должно быть налажено на территории России. Пока такого производства нет, но его создание вполне реально.

Все изложенное свидетельствует о наличии вполне определенного технического потенциала российской промышленности и позволяет перейти от слов к делу. Однако для перехода к цифровому телерадиовещанию необходимо не только принятие соответствующих национальных стандартов, координация работ различных ведомств, но и финансовая поддержка на государственном уровне.

Зав. кафедрой радиоприема, вещания и электромагнитной совместимости СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича
Юрий Ковалгин


Наша индустрия состоялась

Если посмотреть на те результаты, к которым телеиндустрия пришла за период с 1999 г., то положительным можно назвать тот факт, что наша индустрия состоялась и превратилась хотя еще не в процветающую, но уже в довольно успешную отрасль, самодостаточную, отвечающую мировым тенденциям развития экономики.

За последние 5 лет эфирное телевидение в основном стало прибыльным, а значит, получило главное условие - свободу. Сегодня частная телекомпания при условии хорошего менеджмента может быть успешной независимо от того, вещает ли она на всю страну, на регион или отдельно взятый город, потому что может самостоятельно зарабатывать деньги, а не ждать чьей-то финансовой помощи, как правило, не всегда бескорыстной.

Это факт положительный, хороший, а плохие новости всем и так известны, они не для юбилейного номера.

Генеральный директор канала Ren TV
Дмитрий Лесневский


Новые технологии - новые проблемы

В развитии отрасли телерадиовещания в последние годы происходят серьезные изменения, связанные с появлением новых технологий и продуктов на их основе.

Прежде всего, стоит отметить использование сетей передачи данных общего назначения для трансляции ТВ-программ. Это наглядный пример проникновения информационных технологий в смежные области науки и техники.

Профессии специалистов, работающих в телерадиовещательной отрасли, традиционно разделяются на творческие и технические. Для первых внедрение современных технологий предоставляет расширенные возможности, вторых же подобная конвергенция заставляет задуматься о своем месте в связи с изменением технической инфраструктуры, так как уже в ближайшей перспективе может исчезнуть потребность в таких устройствах, как кабельные корректоры, PAL-SECAM и тому подобные изделия.

Производители ТВ-оборудования стоят перед фундаментальным выбором - уступить площадку "без боя" продуктам IT-индустрии или найти себя в разработке и продвижении на рынок зачастую принципиально новых изделий.

Следующий важный момент это - сближение (вплоть до слияния) технологий производства программ для телевидения и кинематографа. Их основные технологические процессы (такие, как съемка, монтаж, распределение и предъявление программ) совпадают на первых трех стадиях производства. И для кино и для телевидения используется первичная съемка "на видео" и "на пленку". Технические средства готовы и доступны для использования, выбор определяется только экономическими или художественными критериями. Монтаж программ осуществляется в цифровой форме с применением станций нелинейного монтажа, программное обеспечение которых поддерживает все форматы разрешения. Распределение законченных программ непосредственно до зрителя, будь он у себя дома или в кинотеатре, производится с использованием IT-решений. И только на последней стадии просмотра программ существуют фундаментальные технологические отличия: это - либо копия высшего качества на пленке в кинотеатре, либо копия телевизионного (HD или SD) качества на домашнем телевизоре.

Однако мне представляется, что в ближайшие годы мы станем свидетелями того, что в кинотеатры придет электронный способ предъявления программ, а в домашних условиях будет доступна копия высшего качества.

Но приходится констатировать, что локомотивом такого прогресса будут не традиционные технические специалисты и организации отрасли телерадиовещания, атранснациональные корпорации электронной промышленности.

Объединение технологий и продуктов производства теле- и кинопрограмм ведет, на мой взгляд, и к грядущему слиянию выставок и конференций в России по тематике телевидения и кинематографа. Именно так уже сейчас работают выставка и конференция IBC в Амстердаме, и именно эту мысль я хотел бы донести до организаторов следующих выставок и конференций по тематике телерадиовещания.

Эксперт EBU
Александр Перегудов


Технологии предъявляют требования к контенту

Сегодня во всем мире происходит процесс конвергенции технологий: компьютерные технологии проникают в телевидение, радио, связь. Как это ни парадоксально, происходит даже конвергенция контента (то есть программного наполнения каналов) и технологий его распространения. Это связано с тем, что в текущем году был утвержден стандарт метаданных. Думаю, в ближайшее время произойдет следующее: метаданные (комплекс характеристик, описывающих содержание программы) станут важнее, чем сама программа, потому что от того, насколько широко метаданные представлены в глобальной информационной среде, зависит известность программы. Ведь если некий Интернет-ресурс, каким бы замечательным он ни был, не "раскручен", то он никому не известен и, следовательно, никто им не пользуется.

Еще одна совершенно новая тенденция сегодняшнего дня - корреляция контента и технологий его создания и распространения.

Все чаще современные технологии создания контента "предъявляют свои требования" к самому контенту уже на этапе написания сценария.

Технологии в нашей отрасли сегодня развиваются гораздо быстрее того, как люди успевают их осваивать, причем сказанное относится не только к творческим работникам, но и к техническим специалистам. Новых технологий настолько много и они настолько "продвинуты", что выбрать из них какую-то конкретную порой бывает достаточно трудно. Именно поэтому на сегодняшний день развитие каналов доставки обучающей информации до потребителя мне кажется чрезвычайно важным (свою роль играет здесь и журнал "Broadcasting").

Остальные важные тенденции и направления развития отрасли связаны с двумя названными. Это и переход на серверные технологии, и переход на цифровое вещание, и цифровой кинематограф, и вопросы слияния кинематографа и ТВ и т.д.

Генеральный директор компании "ЭРА"
Герасим Гадиян


Экономические отношения являются базовыми

Хотелось бы остановиться на двух весьма существенных событиях в отрасли телерадиовещания. Это внедрение систем цифрового (безленточного) производства программ и появление новых технологий вещания.

В телевизионное производство и вещание активно проникает все, что делается для IP-технологий и компьютерной техники. Финансовые акценты разработки новой техники сместились из области конструкторской разработки железа в область разработки программного обеспечения. Следовательно, в отрасль приходят компании из 1Т-среды.

Развитие компьютерных технологий в сфере производства и распространения программ приводит к двум достаточно интересным факторам:

  • удешевлению производства программ (при фиксировании качества производства) или расширению возможностей производства (при фиксировании затрат на приобретаемое оборудование);
  • изменению роли архивов в технологической цепи производства программ.

Применение в телевизионном производстве информационных технологий за собой внедрение новых систем управления бизнесом телерадиокомпаний, медиаактивами. В результате этого меняется место медиаархивов в технологической схеме производства. Архивы становятся ядром технологической системы.

Внедрение новых технологий в сферу телевизионного производства имеет и определенные минусы. Самый существенный из них связан с "временем жизни" используемого оборудования и программного обеспечения. Менеджеры компаний, внедряющих IT-решения, озабочены проблемой возврата инвестиций, связанной с постоянной необходимостью обновления оборудования и программного обеспечения.

Внедрение цифровых технологий при доставке телерадиопрограмм в основном идет по пути наращивания объема каналов. В настоящее время проповедуется принцип: "если есть содержание - потребители появятся". Успешное развитие новых бизнес-моделей будет основано не на принципе "содержание первично", а должно ориентироваться на предоставление исчерпывающих ответов на запросы потребителя, как это уже происходит в сети Интернет.

Интернет и электронные публикации в сети уже лидируют в доставке новостей. Зрители смотрят телевизионные новости только для получения дополнительной информации. Телевизионное вещание постепенно утрачивает свои позиции, связанные с информированием общества. Телевидение стало заложником собственных технологий.

Внедрение новых телевизионных услуг сегодня должно базироваться не только на понимании того, чего хотят потребители, но, что еще более важно, - почему они хотят. Данное понимание является основной защитой инвестиций в новые технологии.

На фоне стремительного развития техники во главу угла все чаще ставятся гуманитарные проблемы, вопросы экономики, социологии и культуры вещания. Экономические отношения в области СМИ на сегодняшний день являются базовыми по отношению к проблемам творчества и свободы самовыражения.

Генеральный директор ОАО ВНИИТР
Сергей Максимов


Компактнее, дешевле и надежнее

Вспоминая этот интересный период развития нашей отрасли, хочется, конечно, прежде всего коснуться темы цифрового наземного телевещания. Именно сейчас мы вплотную подошли к тому моменту, когда закончена вся подготовительная организационная и техническая работа, проведено экспериментальное вещание и получен опыт работы первых национальных цифровых сетей. Еще немного... и начнется цепная реакция: цифровое телевидение ворвется в нашу жизнь, придет к каждому, как это случилось когда-то с персональными компьютерами или мобильной телефонной связью. Но все это - вопрос будущего.

А пока, после небольшого внутреннего совещания и консультаций с директором компании ABE, мы все же решили отдать первое место другой технологии: впечатляющему совершенствованию полевых транзисторов LDMOS. На наш взгляд, с этой менее амбициозной, но практически очень важной технологией связан самый ощутимый за последние пять лет прогресс в нашей отрасли. Созданы "кирпичики", благодаря которым ТВ-передатчики стали заметно компактнее, дешевле и надежнее. Разве можно было еще совсем недавно мечтать о передатчике мощностью 1 кВт в блоке высотой всего 5U? А о том, что переход с одного рабочего канала на другой потребует перенастройки только одного узла -выходного фильтра? Или о том, что транзисторный передатчик будет стоить столько же, сколько ламповый? Думаю, что с нами согласятся все, кто производит и эксплуатирует это оборудование.

Говоря об успехах бизнеса нашей компании, хочу с удовольствием отметить, что в эти годы мы росли и зрели в тесном сотрудничестве с журналом "Broadcasting".

Директор компании "Лега" ЛТД
Андрей Макаров

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2004
Посещений: 9825

Статьи по теме


  Автор
Александр Калин

Александр Калин

Первый заместитель генерального директора ФГУП "РТРС"

Всего статей:  38

В рубрику "ВС-клуб" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций